Заранее прошу прощения за очевидную тезисность этой публикации. Уж очень много информации просится внутрь текста, и обработка всего ее объема для надлежащей последовательной подачи материала требует многократного увеличения размеров публикации, что делать не считаю целесообразным.
Итак, почему вдруг на огонек моего сознания неожиданно заглянул светлейший князь-анархист Петр Алексеевич Кропоткин, откуда он появился и с какой стати решил остаться надолго. “Привел” его туда профессор Роберт Сапольски. Вот как это было.
Чтобы избежать соблазна объяснять явления проявленного мира – в том числе и персональные духовные экспириенсы – какими-то мистическими причинами, в то время как существуют более для них подходящие научные объяснения, стараюсь следить за достижениями современной эволюционной биологии и науки о мозге.
Сам факт такого упоминания поразил. Один из ведущих современных эволюционных биологов и специалистов по мозговой деятельности приматов вдруг с большим уважением ссылается на старого русского анархиста и его работу более чем вековой давности. Казалось бы, и бог-то с ним, услышал и забыл. Но эта информация почему-то поселилась в сознании и в течение нескольких дней там незаметно переваривалась, пока наконец я не выдержал и не прослушал фрагменты «Взаимопомощи» в варианте аудиокниги.*
И о чудо! стоило мне начать копаться в теме, тотчас начались и сейчас продолжаются мощные нейромедиаторные (по всей видимости серотониновые) подкрепления. Эволюция одобрила эти исследования! Оказалось, что наблюдения Кропоткина прекрасно согласуются с моим личным опытом, причем с той его частью, которая по природе своей является очень сильной, но долго и упорно игнорировалась.
В детстве мне очень нравилось кому-нибудь помогать. Не ради похвалы или повышения самооценки, а просто так. Потом под воздействием социума эта тенденция мною была подавлена, подавлена как что-то неправильное. Механизм давления подросткового социума, формирующий стереотипы мышления и поведения, понятен. Типа, курить материться или побить кого-то – это круто, а помогать просто так – это как бы неправильно, никакая подростковая компания такого не одобрит. В дальнейшем, интерес к психологии и вскрытию «истинных» мотиваций только усугубил ошибку. Эти оценки «настоящих» мотиваций всегда почему-то базировались на том, что подлинный мотив непременно эгоистичен. И вот светлейший князь уверенно заявляет, что эгоизм и сопуствующая ему конкуренция не то чтобы вообще не существуют, но являются неким второстепенным фактором. А магистральным фактором эволюционного развития всего живого является взаимопомощь и координация усилий. Смотрю внутрь себя и с восторгом осознаю, что это действительно так. Смотрю вокруг и вижу, что этот фактор действительно работает.
Самое важное в наблюдении Кропоткина то, что взаимопомощь – это встроенный эволюционный механизм, это спонтанное бессознательное побуждение, не зависящее от личных решений и предпочтений. Эволюционная тенденция взаимопомощи существует у совсем примитивных существ, типа муравьев или кальмаров, у которых отсутствует высшая нервная деятельность. А личные решения и предпочтения у нас, высших приматов, в силу навязываемых сложившимся на данный момент социумом стереотипов поведения, как раз настроены на игнорирование и подавление этой встроенной природной тенденции. И она может быть подавлена но не может быть совсем уничтожена!
Взглянем вокруг. Минуло уже около сотни лет со времени того наблюдения Петра Алексеевича. И что мы видим? Разве мир не движется в сторону, столь милую сердцу просветленного анархиста? Разве развитые европейские государства не движутся в сторону отказа от репрессивных функций и постепенного перехода к функциям координационным? И если такая тенденция продолжится – а она несомненно продолжится, потому что, хотят того люди или нет, встроенный эволюционный механизм будет продолжать работать – не наступит ли момент, когда к этим социальным структурам нельзя уже будет применить термин «государства», в том значении, которое придавал ему Кропоткин? Государства действительно движутся в смерти, к постепенному анархическому растворению в среде кооперации и взаимодействия добровольно организованных коллективов. Только движение это происходит не революционным, а эволюционным путем. Но постойте, наблюдения Кропоткина в вопросе взаимопомощи касались как раз эволюции!
А все эти многочисленные благотворительные фонды, социальные гарантии и пр.? Да те же беженцы. Сто лет назад их бы всех развернули назад, не задумываясь. А сейчас уже не могут, энергия эгоизма ослабла, и фактор взаимопомощи правит бал. Как и чем люди свои действия объясняют не имеет ровно никакого значения. Фактор взаимопомощи в его спонтанной динамике и развитии двигает эволюцию, а разум людей сопровождает все это разными надуманными комментариями.
Кстати, обратите внимание на предыдущую публикацию в этом блоге. Статья обустройстве жизни в Инчагери Матхе, давно хранилась у меня в одной из папок компьютера. И не было особого желания ее переводить, но она сразу же вспомнилась, когда я стал читать текст Кропоткина. Конечно, это тоже пример взаимопомощи, причем реализованной в совсем другом социуме. В Индии взаимопомощь вообще очень развита.
Кропоткинское утверждение верно, в первую очередь, не в силу ряда объективных причин, а в силу субъективного взгляда в себя. Светлейший Князь смотрит в себя и видит Единство, а потом смотрит вокруг и видит… снова то же самое Единство. Он рассуждает с позиции Единства. Как в истории, которую любил рассказывать Рамакант Махарадж, о том как Арджуна, посланный искать плохих людей не нашел ни одного, в то время как Дурьодхана, которого послали искать хороших, не нашел ни одного тоже. У Арджуны был всецело позитивный взгляд, а у Дурьодханы соответственно негативный. Просветленному индивидуальному сознанию эволюционный закон Глобальной Иллюзии видится как взаимопомощь, сопровождаемая некими помехами. Тогда как для эгоистичного сознания это борьба каждого против всех за присвоение результата.
Но оставим крайние формы. Лучше зададим вопрос: сколько людей подавляют естественную внутренне им присущую тенденцию взаимопомощи, околдованные заклинаниями нынешних явных и скрытых последователей эгоистичного социал-дарвинизма?
О связи «взаимопомощи как фактора эволюции» с духовным учением об истинной самоидентификации тоже есть, что сказать, но это будет уже в следующих эссе.
Хочется лишь в заключении написать, зачем вообще я публикую эти мысли. Да именно движимый тем самым встроенным эволюционным принципом взаимопомощи. Не имея никаких корыстных побуждений и не чувствуя никакой гордости, осознаю необходимость поделиться, понимая, что размышления, изложенные здесь, могут многим помочь в управлении собственной личностью и, как следствие, создания благоприятных предпосылок к реализации своей подлинной сути.
*рекомендую все-таки бумажный вариант, снабженный множеством интереснейших примечаний, дающих представление о невероятной эрудиции Кропоткина и объеме осмысленного им материала
Комментариев нет:
Отправить комментарий