пятница, 9 декабря 2022 г.

КРОПОТКИН. НЕДВОЙСТВЕННОСТЬ. НЕ ЧТО ДЕЛАТЬ

 

Так, Петр Алексеевич, – сказал я ему, – мне жутко неудобно, что так долго продержал вас в замысленной прихожей своей головы. А знаете что… проходите-ка прямо в сердце!


 фото П. А. Кропоткина с сайта https://kropotkin.site/



Почему видение Кропоткиным сути процесса эволюции поражает до глубины души, а методы кажутся иногда непонятными, вызывающими сомнения. Да потому что осознание – это именно то, что требует от человеческого индивида эволюция на данном этапе, а метод есть его личная реакция на данное осознание, обусловленная средой и обстоятельствами. Где последние два аспекта являются переменными факторами, и как следствие, первый тоже должен являться таковым.

Дело не в методах. Дело не может быть в методах. Только в осознании уже встроенного в личное сознание принципа, нон-эгоистичной «прошивки» всего живого. Если привести аналогию с автомобилем, это что-то вроде стеклоомывателя. Потянул рычажок, сработали элементы системы, и вид через лобовое стекло очищается.


Людей волнуют вопросы типа: “Как поступить?” или “Что надо делать, если?..” И тут мы даем смелые ответы: “Поступить как-то”, «Делать что-то или вообще ничего». Существенно не само действие, а качество спонтанного осознания себя, ему предшествующее. Не «что мне делать?» а «кто я?», не “я делаю”, а “я есть”.

В процессе манифестации я есть не обособленная сущность, а сама эволюция. В которой доминирующим фактором является взаимопомощь. Я осознаю это, и действие происходит спонтанно. Никаких обязывающих программ действия! Никакого внутреннего государства!

Вопрос “Что делать?” – это не актуальный вопрос. Все равно, что делать.

Какое мне дело до делания? Я просто есть.


Биологи провели такой эксперимент. Самке крысы и самке макаки стимулировали одну и ту же область головного мозга. Крыса начинала бегать по клетке и рвать бумажки, а макака хватала цилиндр и подносила его к груди. А дело в том, что та область мозга, которую стимулировали обеим самкам, включала у них материнское поведение, которое у разных видов означает разные действия. То же и у разных особей одного вида. Стимуляция одной и той же области мозга приводила в действие разные стереотипы поведения, в зависимости от положения животного в иерархии. Так почему же вопрос «Что надо делать?» у людей должен иметь один и тот же ответ для всех? Кто-то хочет помочь бабушке перейти улицу, а кто-то хочет поделиться бескорыстно интересным наблюдением.

Нет духовно обоснованной причины в том, чтобы удерживать знание в себе. Ложно то мнение, будто высказывать кому-то то, что ты знаешь, всегда есть следствие желания похвастаться, то есть эгоистическим побуждением, которому не следует давать ход. Это было бы так, если бы эволюция основывалась лишь на конкуренции. Но это ошибка, которую лично у меня исправил Кропоткин!


Не может быть какого-либо внешнего объективного процесса, не зависимого от внутреннего субъективного состояния. Не что иное как взгляд внутрь себя, отражается вовне. Если сознание заполнено ресентиментом, эволюционный процесс видится жестокой и беспощадной борьбой. Если внутреннее сознание уже эволюционировало до просветленного состояния, эволюция видится результатом взаимопомощи отдельных существ. Такое видение возникло у Кропоткина за несколько десятилетий до того, как это знание стало прорастать множеством корней в сознаниях многих людей в благоприятном субстрате постиндустриального общества.

Так что, если ты увидел эволюцию таковой, не сдавай позиций! Просто стой на том, что таково твое видение. Когда встречаешь незнакомца и автоматически срабатывает распознавание социальной дихотомии «свой – чужой», не забывай про опцию «это я сам».


Я есть эволюция. Сам процесс. Я есть объект эволюции и я есть наблюдатель. Трипути (субъект – объект – процесс) есть я в моей проявленной форме. Внутри утробы моему телу дано было проделать эволюционный путь от клетки до сапиенса. Я успел бессознательно побывать и рыбой и лягушкой в телесной форме. Я продолжаю эволюционное движение и вследствие той же эволюции обладаю функциональной способностью наблюдать самый тот процесс.

Я есть человек, наблюдающий амебу, я есть сама амеба, и я есть процесс наблюдения. Субъект-объект-процесс исходят из Единого, разворачиваются, как веер, и снова складываются в Единое. Остается лишь "Я Есть Ничто" в неманифестированной форме тождественное "Я Есть Эволюция" в манифестированной.

Причем эволюция – это не бессмысленный сон, не хаотичная игра, а процесс развития, подчиненный двум тенденциям.

Две главные тенденции эволюции: горизонтальный не иерархичный коллективизм и доминирование с присущим ему вертикальным подавлением. Феномен конкуренции и вертикального подавления в человеческом обществе нашел свое высшее выражение в государстве. Феномен взаимопомощи и горизонтального коллективизма, идущий из глубин природы и сохраненный в человеческом обществе, есть «анархия». Будучи сам обладателем просветленного, освобожденного сознания, Кропоткин везде замечал позитивизм анархии и справедливо считал тенденцию вертикального подавления более низкой эволюционной тенденцией, обреченной постепенно (или наоборот, революционно) терять свое значение.

Частный пример. Посмотрите на все более возрастающую популярность спорта. Переход от войны к спорту. Спорт – имитация настоящей внутривидовой конкуренции. Люди не могут сразу и полностью от нее отказаться, но постепенно спонтанно пытаются заменить гладиаторские бои на дзюдо, а мировые войны чемпионатами по футболу. Они не сами это взяли вдруг и придумали. Это спонтанная эволюционная тенденция -- в эволюционной биологии она называется "ритуализация агрессии" -- а обладатели развитого неокортекса вполне могут этот процесс заметить и осознать.


Но почему «помощь», а не «любовь». Почему не возлюби ближнего, а помоги ему. Любовь – на редкость размытое понятие. Взаимопомощь – эволюционная тенденция. Не нужно себя как-то менять, природа уже сделала все сама. Надо лишь не мешать работать естественному процессу взаимопомощи. Желание помочь спонтанно, достаточно лишь перестать его блокировать из-за навязанных стереотипов поведения, достаточно лишь освободиться от навязанного, от внешних манипуляций твоей личностью. Под «возлюби ближнего» обычно понимают некое усилие над собой, попытку себя улучшить. Но улучшать ничего не нужно, нужно лишь перестать ухудшать, не вестись на давление внешних манипуляторов.


Ложное отождествление (эго) мешает наблюдению. Личность, наблюдающий субъект, освобождается от неведения, от ложного отождествления с обособленной сущностью, становится просветленной. Именно тогда наблюдатель перестает видеть конкуренцию сначала в себе, потом вовне. Она кажется чем-то лишним, ненужным для эволюции. Таким наблюдателем был Кропоткин. Одним из первых. Наверняка не самым первым, но тем, кто смог осознать процесс взаимопомощи и первым внятно изложить осознанное.

Обратное тоже верно. Верное, просветленное распознавание процесса взаимопомощи как главного движущего фактора эволюции оказывает влияние на субъект, так как вся триада (трипути*) по сути своей едина. Он перестает быть эгоистичным. Я бы даже сказал, понятие «влияние» здесь неуместно именно из-за тотального единства трипути и используется только лишь в качестве иллюстрации.

То есть, хочешь избавиться от эго? Прекращай наблюдать везде и повсюду конкуренцию и вертикальное подавление. Наблюдай взаимопомощь и горизонтальный коллективизм. Личность очистится автоматически. И наоборот, если личность очистилась благодаря какому-то иному методу или причине, ты перестаешь считать конкуренцию основой эволюции и видишь везде и всюду преобладание взаимопомощи.

Я есть сама эволюция и я наблюдаю обе тенденции, наблюдаю их в себе и как отражение вовне. И вот я перестаю наблюдать внутри себя тенденцию конкуренции и выстраивания иерархий и вижу лишь освобождение и сотрудничество. Но вы скажете, что вовне-то все осталось по-прежнему, вовне идет жестокая борьба каждого против всех.

То что наблюдается вовне иллюзорно! На наблюдении внутреннего света заканчиваются возможности личного участия. Это персональный максимум. Возвращаясь к началу статьи, действия вовне спонтанно-автоматичны. Нельзя на автомобиле летать по воздуху. Для этого есть самолет. Для этого есть самоидентификация с тотальным безличностным сознанием.


Предыдущая статья, вдохновленная Кропоткиным, была совершенно случайно опубликована в день его 180-летнего юбилея по старому стилю. Эта совершенно сознательно в день того же самого юбилея по новому.

И да… за сумбур извиняться не буду. Он мне нравится в данном контексте.


*трипути (санскр.) тройной фактор, включающий в себя познающего, познаваемое и процесс познания.

назад

продолжение

Комментариев нет:

Отправить комментарий