воскресенье, 7 октября 2018 г.

Познание Себя и Реализация Себя Шри Нисаргадатта Махарадж, 1963 (англ. редакция Джин Данн) 16


ДУХОВНОЕ ЗНАНИЕ И УСПОКОЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ ЗНАТЬ

Эта вселенная появилась на свет благодаря активности первичного атомарного (атмического)* сознания. До сознания Себя не было ничего, даже следа чего-то внешнего, и в этом состоянии возникло осознание собственного существования, осведомленность о собственном бытии. Фактически не было ни времени, ни пространства, ни причины. Наличие сознания не имеет под собой причины, отсюда, именовать его бесполезно. Поскольку не было времени, это нельзя датировать. Поскольку не было пространства, указывать на его местоположение бессмысленно, и все же, атомарное сознание и ничто иное ощущалось само по себе – почему так? Потому что ни сверху, ни снизу – нигде вовне нет ничего, что осознавалось бы! Осознавалось одно лишь бытие. Невозможно определить, как долго длилось такое состояние, но великое чудо в том, что осознание себя присутствовало. А с ним и космическая воля, за которой следовала ее реализация. Атомарное сознание за счет собственной воли и ее мгновенной реализации становится множественным и заполняющим все. И хотя множественность видится, в сути своей все одно.
Когда атомарное сознание становится множественным за счет собственной воли и собственной мгновенной реализации, энергия одного атома диверсифицируется во многие центры, каждый из которых обладает собственными особенностями и волей. Отсюда конфликт. В каждый конкретный момент бесчисленные центры выражают свою волю многими способами; в общих чертах, изъявляющий волю атом не знает «что» и «куда» своей воли, но эффект обязательно присутствует. Осязаемый результат этого волеизъявления атомов должен наблюдаться в момент космического разрушения, когда вся вселенная разлетается в прах. При этом волеизъявления любви вовсе не отменяются – великие моменты счастья, которые случаются в этом мире, это результаты таких волеизъявлений. Эта характерная черта индивидуальной энергии изъявлять свою волю проявляется непрерывно. В том ее суть и зависимость от энергии изначальной. Та первичная энергия, которая вспыхнула первой, едина и однородна, однако из-за неведения кажется разнородной.
Эта вибрирующая атомная энергия определяется Ведантой как Великий Принцип, и сознание – главнейшая характеристика того Принципа. Чувственное восприятие распространяет себя в эфир, который в свою очередь распространяется в пространство. Обладая лишь одним качеством, этот Великий Принцип стал временем, пространством и причиной. Затем появились три гуны и пять стихий. Скорость этого процесса просто неизмерима.
Изначальное мерцание стало перемещаться в пространстве – и это был воздух. Воздух набрал инерцию и на свет появился огонь. Пульсация огня усилилась и стала холодной – то была вода. Затем вода остыла еще больше – и то была земля. Все характеристики предыдущих форм кристаллизовались в земле и вибрируют там. В силу этой особенности, на свет появились бесчисленные виды живых существ и растений, а изначальная вибрация пульсирует в их жизненной силе и через нее. Изначальная воля пронизывает собой все разнообразие подвижного и неподвижного, и постоянно активна.
То мерцание, что было прежде эфира, наполняет каждый электрон и протон и постоянно набирает силу. До тех пор пока в атомах активна вибрация, должны быть в движении элементы.
Изначальное сознание не видит ничего, кроме себя. Оно не бывает загрязненным. Многие разные центры сознания, плотно окруженные ограничивающими их второстепенными вещами, только думают, что они отличны от первичного источника, – но есть только один дух, одно бытие, одно качество: бесформенное, вневременное, внепространственное единое чистое сознание. Нет пределов разнообразию и различиям.
Творение, введенное в заблуждение узкими интересами «я» и «мое», страдает от напрасной боли – только оно само ограничивает себя. Все случается в надлежащий момент, в соответствии с законом, связывающим все со всем, – все материализуется в надлежащий момент. Когда Равана становится невыносимым, появляется приносящий облегчение Рама. Когда Камса** захватывает верховную власть, в качестве противоядия тут как тут является Кришна. Так поддерживается ритм взлетов и падений.
Сила, контролирующая все эти события, одна и та же, она никогда не меняется. Не может быть такого, что в одну эпоху есть один Бог, а в другую – другой.
Одно единственное качество дает рождение свечению расширяющейся вселенной. При отсутствии того единственного качества, все есть полная тишина. Когда то одно единственное качество познано и с ним установлена дружба, сердце бьется вместе с Сердцем, появляется то высшее чувство неотчуждаемой взаимности и единого качества во всем, и всего как принадлежащего Одному. Высшее единство реализовано, поэтому это называют Высшей Самостью.
Все пространство, все время и вся причинность стали едины в вечности, только Одно активно повсюду. У Него нет ни обретений, ни потерь, ни смерти. Оно не рождено, вечно, и тем не менее, рождается в каждый отдельно взятый момент и проявляет себя в каждую эпоху. Здесь успокаивается всякое духовное и интеллектуальное знание.

* в англ тексте «atomic (atmic) consciousness»; возможно, Нисаргадатту Махараджа заинтересовало сходство звучания этих двух слов – прим. пер.
** Ка́мса или Канса (санскр. कंस, Kaṃsa IAST) в индуизме — брат Деваки и правитель царства Вришни в его столице городе Матхуре. Отцом Камсы был царь Уграсена и матерью царица Падмавати.
Потворствуя своим амбициям и следуя совету своего наперсника царя Банасуры, Камса решает бросить своего отца Уграсену в тюрьму и провозгласить себя царём Матхуры. Затем, по совету другого своего доверенного лица Чануры, Камса принимает решение женится на двух дочерях лучшего друга Банасуры — царя Магадхи Джарасандхи, которых звали Асти и Прапти.
На самом деле, Камса не был биологическим сыном Уграсены. В «Бхагавата-пуране» описывается как демон, пролетавший над городом Матхура, увидев неотразимую красоту Падмавати принял форму Уграсены и сооблазнил её, в результате чего у Падмавати родился Камса. Большую часть своей жизни Камса не ведал об этом.
Во время свадьбы Камсы в Матхуре, Джарасандха привёл свою армию как эскорт принцесс Асти и Прапти. Воспользовавшись силой этой армии Магадхи, Камса сверг с престола своего отца и заключил его в тюрьму после того как тот отказался добровольно уступить власть. Всё это произошло в пределах царского дворца и населению не сообщили, почему Уграсена не появлялся на публичных церемониях. Вскорости Камса объявил о своей коронации.
После того как Камсе сделали пророчество о том, что он погибнет от руки восьмого сына своей сестры Деваки, он заключил в тюрьму Деваки и её мужа Васудеву и оставил их в живых только при том условии, что они будут отдавать ему всех своих новорожденных младенцев. После того как Камса убил первых шесть детей, Деваки забеременела в седьмой раз. Её седьмой ребёнок Баларама не разделил участи всех остальных и был спасён, будучи чудесным образом перенесён из чрева Деваки в чрево второй жены Васудевы Рохини, которая в то время находилась на свободе. Восьмым ребёнком Деваки и Васудевы родился Кришна. Кришна также был спасён от гнева Камсы и взращён четой пастухов из деревеньки Гокула по имени Нанда и Яшода. Когда Кришна подрос, он убил Камсу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий