воскресенье, 3 апреля 2022 г.

ДУХОВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ИЛЛЮЗОРНЫ (вспоминая Рамаканта Махараджа)

 

 Фото: Фондагхат 2015, дом Махараджа, крыша, время обеда

Еще один случай из истории моего духовного общения с Рамакантом Махараджем, который крепко засел в памяти. Это произошло в Фондагхате, когда мы во время паломничества гостили в доме Махараджа. И надо сказать, что медитации в доме Махараджа всегда отличались какой-то особой мощью. Можно гадать, с чем это связано… а можно и не гадать.

Стоит упомянуть, что на тот момент я понимал духовный путь как серию последовательных личных духовных переживаний, которые рано или поздно должны привести к осознанию безличного. В общем-то стандартный подход среднестатистического искателя. Я старался в беседах с Махараджем описывать свои медитативные экспириенсы и получить от него ответы «что это значит». К тому времени я уже перестал задавать ему вопросы на тему «почему в какой-то духовной книге кто-то написал то-то и то-то», в то время как в другой книге написано иначе и что на самом деле правильно. Но от описания собственных переживаний никак не мог отказаться, хотя он и повторял, что Нисаргадатта Махарадж был против такого подхода.

Каждый раз Махарадж терпеливо отвечал мне, что это «прогрессивная ступень, но не конечное знание». Но что я мог поделать, если на тот момент спонтанно идентифицировал себя с индивидуальностью и только с ней? А пока спонтанная базовая самоидентификация такова, хоть тебе кол на голове теши, она будет определять подлинное мировоззрение, не зависимо от любых интеллектуальных знаний.

Ну так вот, после одной из своих медитаций я сидел на крыше дома Махараджа (у индийских домов плоские крыши) вдохновленный собственными духовными успехами. Махарадж проходил мимо, и я с ним заговорил и начал описывать свой последний экспириенс. И тогда он сделал в мою сторону жест, который несколько раз описывал в «исполнении» Нисаргадатты Махараджа, но у него самого этого жеста я не видел ни до ни после. Он сложил ладони над головой, как бы пародируя жестом фразу: «О, да ты великий мудрец!» – развернулся и молча пошел своей дорогой.

А я остался стоять, получив на голову холодный душ и от этого ощущая стыд, но поняв наконец ничтожность любых персональных духовных экспириенсов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий