Как только Достоевский проникает в сознание, Петр Алексеевич, как простой дворник, хватает веник и лупасит мастера слова по сутулой спине.
Говоришь ему: "Может, не надо так уж совсем радикально?"
А он в ответ: "Если ты такой молодец, что отрекся от собственности на свое сознание, это не значит, что я позволю тут всяким психам своими сценариями сублимировать"
Хоть форма этой публикации шуточная, суть очень даже серьезная. Встречаясь с термином «самоисследование» искатель – особенно русский и особенно тот, кто хорошо учился в школе – сразу думает: «О, уж это я знаю! Это значит как следует покопаться в себе, так же как в романах у Достоевского». И начинается. Как Марк Твен, читавший медицинскую энциклопедию, обнаружил в себе все болезни сразу, русский «самоисследователь» обнаруживает в себе Раскольникова, всех Карамазовых, Мармеладовых и т. д. – наговаривает на себя по полной кучу потенциально деструктивных сюжетов, то чего никогда бы не сделал – и сублимированный "грешный раб" подписывает признание во всех личных «литературных грехах», еще больше закрепощая себя в индивидуальной иллюзии.
А это ровно то, против чего предостерегал Рамакант Махарадж: «Не подписывай!»
Комментариев нет:
Отправить комментарий