понедельник, 4 мая 2009 г.

Из книги Сиддарамешвара Махараджа “Master of Self-Realization” (An Ultimate Understanding) 3

Майя и Браман

Теперь попробуем остановить внимание на этой «взвеси» Сознания без объекта, «Чистом Знании» без примеси какого-либо объекта. То пространство или пустота, которая находится между глазом и луной, не попадает в поле твоего внимания, и тем не менее, она там присутствует, наполняя собой все, существуя в природе самое себя. Это чистая форма Знания. Когда пустота, ничем не заполненное пространство, до того момента не замечаемое, намеренно делается объектом внимания, оно может стать объектом внимания в качестве «пространства». То что замечается есть Майя, и все то что нельзя увидеть, есть Браман.
Пока ты смотришь на луну, промежуточная пустота или пространство не попадает в поле внимания. Таким образом, оно является Сознанием без объекта. Если это пространство или пустота выделена и превращена в зримый объект, это Чистое Знание трансформировано в ноль, потому что если пространство видится отдельно, эта разновидность ума становится пустотой. Если есть какая-то разница между небом (пространством) и Чистым Знанием, то заключается она в следующем: рассматривать отдельно чью-либо собственную природу – это пространство; а когда «рассматривание» отбрасывается, это Чистое Знание. Как только Чистое Знание должным образом распознается таким способом, оно может распознаваться, даже будучи «смешанным» с каким-либо объектом. Как только чистая вода познана, даже будучи перемешана с чем-то, она распознается как составляющая той смеси.
Вода – это жидкость, которая может замерзать до состояния льда. Даже когда вода теряет свою текучесть и принимает плотность льда, она все же узнается как вода в форме льда. Нетрудно также распознать воду в мокрой грязи. Подобным образом, как только познано Чистое Знание, можно узнать его неизменное присутствие в движущемся мире в форме Сат-Чит-Ананды (Бытия-Сознания-Блаженства).
Чистая вода лишена всякого цвета, формы, вкуса или запаха. Как только это как следует понято, даже если вода замерзла, приняв плотную форму, или обжигает из-за того, что в нее добавили перец чилли, или стала сладкой на вкус из-за добавленного сахара или приобрела какой-то цвет, например розовый, или используется как основа для краски, она тем не менее вполне безошибочно узнается как чистая вода: вода минус форма, вкус, запах и цвет.
Таким образом, тем же самым методом уничтожения – даже когда это Чистое Знание обусловлено – вычитая обусловленность и деля форму на составляющие элементы, оно будет распознаваться единственно как абсолютное «Чистое Знание», которое везде до самых краев наполняет всякую форму. Однако, прежде чем с помощью этого метода уничтожения бывает получено Чистое Знание, если кто-либо принимает на вооружение метод перечисления* (перечисляет качества Бога) и продолжает бубнить о том, что один лишь только Бог наполняет собой все существа и формы, и что нет ничего, кроме Рамы и что «мир и властвующий над ним Господь суть одно» и т.д. и т.п., -- тогда от такого бормотания нет никакой пользы. И наоборот, если кто-то, не имея за этим реального опыта, будет произносить лишь пустые слова, типа «я есть Браман», «чувства выполняют свою работу, в то время как я не являюсь делателем», «в моих действиях нет ни греха, ни добродетели» и т.д., вместо того чтобы обрести Самость, он только обманет Самого Себя. Таким способом эти так называемые «раскрывшие Себя» утрачивают радость этого мира, равно как и радость мира иного. Святой Кабир сказал: «Ушел таким, каким пришел». Это значит, что такие люди умирают в том же самом состоянии сознания, в каком родились. Никакой другой пользы они не получают.


*игра слов: elimination – enumeration, первое слово означает уничтожение, исключение, второе – перечисление. – прим. пер.

2 комментария:

  1. Есть ли еще тексты Сиддарамешвары?

    ОтветитьУдалить
  2. У меня есть одна его книга, хорошо переведенная с марати, откуда иногда перевожу понемногу.
    На русском нет ничего. На английском есть, но как мне говорили, перевод с марати не очень.

    ОтветитьУдалить