понедельник, 8 октября 2012 г.

Нисаргадатта Махарадж: еще о сознании как результате пищевой квинтэссенции

В продолжение предыдущего отрывка еще кусочек из последней главы 'I Am Unborn'. Это у Нисаргадатты Махараджа действительно уникальный момент. Ни у кого не встречал такого подхода. И он мне нравится.

Махарадж: Все проявленное зависит от сознания, от сознания, что «ты есть»; найди то, чем является это «ты есть». Свою природу ты понять не можешь, но есть сознание, что ты существуешь и этого достаточно. Через свое сознание ты знаешь, что существует мир. Но это сознание существует только в твоем теле или выражено посредством твоего тела. Имей в виду одно: то что «есть ты» существует в тебе в качестве сознания; узнай чем в твоем теле является это «ты есть». Предположим, кто-то держит пару овец, они размножаются до пятисот, подумай о том принципе, который создал тех двух плюс пятьсот. Это принцип отождествления, который работает во всем творении, он создает все. Даже если ты будешь скитаться многие годы, ты не поймешь принципа освобождения. Сознание, которое имеется у кого-либо, покоится внутри тела. Те овцы питались натуральной пищей и их потомство появилось в результате пищи, которую съели те две. Всякая головоломка разрешится, если ты поразмыслишь над тем принципом, который через пищу, которую съели овцы, производил все новых. Тот принцип, который творил через пищу и через овец – поразмысли над ним и загадка разрешится.
Сознание или «бытие», которое есть результат пищевой квинтэссенции, есть то, что ты любишь и постоянно хочешь защищать. Если пищевая квинтэссенция, которой является твое тело истощится, это «бытие», это ощущение, что ты существуешь тоже иссякнет. И тогда, когда тело погибнет, все то что останется, оно свободно или связано?
Посетитель: Свободно.
Махарадж: Это то что ты слышал; у тебя нет такого опыта. Благодаря какому инструменту ты знаешь, что «ты есть»? Освободи то сознание, которое отождествляется с телом или рассматривает себя в качестве тела и пребывает в связанности; тот кто хочет знания без такого отождествления, узнает. Ни у кого нет ни над чем контроля, из сгнившей пищи выползают черви, чем те черви отличаются от человеческой формы? Мы придаем важность только человеческим формам.
Посетитель: Черви не знают о своем рождении.
Махарадж: А ты знал о своем рождении?
Посетитель: Я знаю о том, что несчастен, поэтому ищу, я сознателен.
Махарадж: Да, но отдели боль и удовольствие от этой пищевой квинтэссенции, и кто тогда хочет освобождения?
Посетитель: Выходит, что реинкарнация это чушь?
Махарадж: Да, это все надежды и страхи, данные легковерным людям, чтобы они всю жизнь продолжали работать а потом умирали. (Повернувшись к доктору, Махарадж спрашивает): Что именно ты пытаешься спасти? Тот кто думает, что собирается кого-то спасти, делает это, ожидая отдачи. Но кто остается, чтобы насладиться плодами? Так много надавали советов: делай то или это – после смерти пищевая квинтэссенция исчезает, кому тогда претендовать на заслуги от хороших поступков?

6 комментариев:

  1. Да, подход действительно уникальный. Немного перекликается с Упанишадами:

    Поистине, всякую пищу получают те,
    Которые почитают пищу как Брахмана,
    Ибо пища – старейшее из существ;
    Поэтому ее зовут все[исцеляющей] травой.
    Из пищи рождаются существа;
    Рожденные, они растут благодаря пище;
    Она питает и [сама] питается существами
    И поэтому зовется пищей.
    От этого [Атмана], состоящего из соков пищи, поистине, отличен внутренний Атман, состоящий из дыхания. Им наполнен этот [Атман]. (Тайттирия-упанишада)

    Поэтому, если кто-нибудь не ест десять дней, то он хоть и живет, но становится невидящим, неслышащим, немыслящим, непостигающим, неделающим, непознающим. Но с приходом пищи он становится видящим, становится слышащим, становится мыслящим, становится постигающим, становится делающим, становится познающим. Почитай пищу! (Чхандогья-упанишада)

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за комментарий! Не знал, что Упанишады подтверждают подход Махараджа. Не зря говорили, что не зная писаний, он говорил так, как будто цитировал Упанишады. Даже, казалось бы, такие трудноусваиваемые современным разумом положения.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за переводы Махараджа! Его учение не спутаешь ни с чем, и он часто подчёркивал, что говорит только на основе собственного опыта. Но к моему удивлению, в одной из биографических статей перечисляется целый ряд писаний и духовных книг, которые Махарадж читал во время своей садханы. Более того, там сказано, что в 1935 году он провёл 12 занятий по писаниям. http://nisargadatta.org/pages/meet_the_sage.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Учение Нисаргадатты Махараджа на сто процентов совпадает с учением его Гуру Сиддарамешвара Махараджа, с учением Рандждита Махараджа, Ганпатрао Махараджа и других его соучеников. Подходы могут отличаться, суть одна. Учение Инчегири Сампрадайи предполагает возможность разных подходов.
      Нисаргадатта Махарадж, я бы сказал, убийственно доходчив:), то есть заходит с какой-то "незащищенной стороны" и бах!.. бьет в самую точку.
      Конечно что-то он читал и 1935 году, возможно, он еще увлекался писаниями. Но в последних своих дискурсах и ответах на вопросы практически не опирался на них. Его уверенность была неколебима. Ему явно было все равно, согласуются его слова с писаниями или нет. О чем вспоминает, например, Балсекар: http://xymop.blogspot.com/2011/03/shri-nisargadatta-maharaj-presentation_23.html

      Удалить
  4. Значит подход у него особый. Действительно, есть в его словах какая-то точность. Ещё, когда я первый раз открыл "Я Есть То", то заметил какой-то положительный, воодушевляющий заряд в этих беседах. "Оптимизм", как мне показалось.

    Описание Балсекара понравилось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ослабление пут. Махарадж рвет принятые как само собой разумеющиеся установки, и в первую очередь, концепцию "я есть тело". Это позволяет сознанию легче "дышать" :)

      Удалить