среда, 22 февраля 2023 г.

КРОПОТКИН И БУДДА. САХАДЖ СВАДХАРМА.

 

– Петр Алексеевич, вы себя с Буддой никогда не сравнивали? Он родился принцем, оставил дворец – и дал миру дхарму. Вы родились принцем, оставили дворец – и дали миру сахадж свадхарму...
– Хм… Говорите, не любите всю эту метафизику? Я тоже стараюсь вести здоровый образ жизни и закалять мозги, чтобы не схлопотать метафизический насморк. Но все-таки сравнение невольно напрашивается. Про сахадж свадхарму сейчас объясню. Там все звучит вполне научно и убедительно.


 

в публикации использованы фотография "Будда", Unsplash, Amit Kumar и протрет П. А. Кропоткина работы художника Н. Верхотурова*

 

Про буддийскую дхарму всем, надеюсь, все понятно. А кому не понятно, информацию найти не сложно. В двух словах, это истина и одновременно путь, а также путь и одновременно истина. То есть, говоря еще проще, поведенческая этика. Так почему же мировоззрение Кропоткина можно назвать сахадж свадхармой?
Во первых «сва». Сва – это русское «свой» или английское «self». То есть нечто мое собственное, родное, присущее именно мне. То что, в случае этики или дхармы, Р. Балсекар называл «A personal religion of your own». Та этика, которую я вижу, заглядывая в самого себя, а не то что мне навязывается через насильственную интеграцию моего «я» в некое изначально мне чуждое «мы». Свободная внутрення этика, тот стереотип поведения, который рождается из внутренних нейромедиаторных настроек, задаваемых моему мозгу эволюцией.
В принципе, это поведение может быть любым. Но здесь важна динамика его изменения в масштабах развития всего вида сапиенс. Как мы уже много раз отмечали, Кропоткин настаивает на приоритете горизонтальных взаимодействий над вертикальными. И глядя на историческое развитие, нельзя не заметить, что эта тенденция преобладает. А развивается она через внутренний взгляд, свободное наблюдение личности над самой собой, самоисследование. Статистически постепенно увеличивается число людей, осознающих свое желание развивать горизонтальные связи, а не встраиваться в вертикаль с целью до самой смерти тупо карабкаться наверх, при этом позволяя кому-то чужому стоять у себя на голове и утешая себя мыслью, что сам попираешь чью-то. А увеличивается оно за счет естественного отбора, дающего преимущество интеллекту над физической силой и свободному творчеству над принудительным трудом. Если пятьсот или даже сто лет назад с помощью страха и насилия достаточно было выстроить мощную вертикаль, чтобы утвердиться на определенной территории и постепенно расширять ареал, теперь такой стереотип поведения уже не проходит. Коллективные усилия добровольно объединенных сил создают больший творческий потенциал, который в эпоху бурного информационно-технического прогресса является решающим фактором.
Теперь «сахадж». Сахадж – легкая, спонтанная и естественная. Конечно же, свадхарма Кропоткина именно такова. Ведь она рождена не из искусственных указаний, что ты должен, исходя из каких-то метафизических установок, придерживаться определенного поведения, а из самой твоей природы! Эволюция довела тебя до петли просветления, и твой мозг сам спонтанно, легко и естественно контролирует собственные настройки. Пригласи Кропоткина в сердце, и он взорвет твой мозг. Взорвет в хорошем смысле, т. е. перенастроит его так, что приоритет горизонтальных отношений станет твоей собственной внутренней религией, сахадж свадхармой. И все это будет подкрепляться и поддерживаться твоей собственной внутренней нейромедиаторной регулировкой.
«А если наоборот? – может спросить кто-нибудь. – Если оставить Кропоткина в голове, но не допускать в сердце?» Тогда произойдет то, от последствий чего предостерегал тот же Р. Балсекар: «Позволь учению овладеть сердцем. Не позволяй уму овладеть Учением». Если ум овладевает учением, но оно не касается сердца, ты не попадаешь в «петлю просветления». Ты попадаешь в клетку той самой крысы из эссе номер два: будешь рвать бумажки при появлении в клетке цилиндрического объекта, будешь пытаться соответствовать образу, сложившемуся в уме, и выполнять действия, предписанные усвоенной программой. Вместо того чтобы встречать каждую ситуацию творчески, ты будешь оглядываться на какие-то примеры и стереотипы чьего-то поведения, принадлежащие прошлому, игнорируя собственное тотально свободное восприятие сенсорного мира.
Еще раз подчеркну, что этика не в действии, а в настройках. Не следует закрепощать сознание, предопределяя действие рамками «делай так, как кто-то поступал в прошлом», тем самым ограничивая себя и нарушая сам принцип анархии.
Такое просветленное «я» по природе своей склонное к горизонтальному коллективизму не желает оставаться одно. Его природа в том, чтобы делиться и взаимодействовать с другими, пока никаких «других» не останется вовсе, и все не сольется в недвойственности, тотальном Единстве.

Но зачем вообще какая-то этика, коль скоро мир иллюзорен? Зачем какая-то там горизонтальная кооперация, коль скоро сам горизонт личного восприятия, замкнутый круг личного понимания сам по себе является преградой для реализации своей подлинной сути?
Приведу две цитаты, касательно «свадхармы»
Бхауахеб Махарадж: «Самореализация (осознание себя) есть высшая свадхарма. Именно так должно быть. Воистину, самореализация – это подлинная свадхарма».
Ганпатрао Махарадж: «Постоянно жить в осознании того, что "я есть Атман", значит исповедовать свою собственную религию (स्व-धर्म, сва-дхарма) -- и Ананда обретается из нее»
Атман есть не эгоистичное «я», субъект что проявляется спонтанно сам собой, но при условии отказа от эго. Воспринимаемый мир снова и снова подкидывает новые вызовы. Иллюзия не нейтральна, это своего рода тестовая «квазиреальность», в которой каждому приходится проходить определенный квест. И чтобы решать задачи, приходится идентифицировать себя с телесным сознанием. Эта самоидентификация не может быть абы какой. То есть, как раз-таки может быть абы какой, но с одним условием: не может быть эгоистичной. Только эго может неожиданно подставить ножку реализации себя как Атмана. Только осознание «я против «других»». Какими только способами ни пытаются духовные искатели избавиться от этого субъектного паразита. Есть прекрасный способ, называемый «преданность после реализации». Он ставит под контроль эго, но его сложновато использовать в тысячах бытовых ситуаций. А вот настройки на помощь другим по-Кропоткину, осознание собственной эволюционной роли как участника горизонтальной кооперации, прекрасно высвечивающие и укрощающие эго, безотказно работают всегда.

Вот такую сахадж свадхарму Вы оставили миру, Петр Алексеевич, возможно, сами того не подозревая, – реализацию тенденции горизонтального коллективизма, мощную программу, вложенную внутрь каждого человека самой эволюцией. Эволюция она такая, дама творческая и непредсказуемая, поставила Вас рядом не только с Бакуниным и Дарвином, но и с Буддой.

 

*сам Кропоткин в одном из писем назвал этот портрет неудачным 

 

назад

продолжение  

2 комментария:

  1. Свадхарма сияет, но не поддается расшифровке и это хорошо.
    Благодарю! Нужно будет перечитать ещё пару раз, в момент когда будет казаться, что без конкуренции не выжить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я бы начал реализацию свадхармы с простых ситуаций (когда нет угрозы или она минимальна)

      Удалить