пятница, 4 августа 2023 г.

Макс Кафард ДЗЕН АНАРХИЯ

 

Наткнулся на очень симпатичное с хорошим юмором написанное эссе Макса Кафарда (псевдоним Джона П. Кларка, почетного профессора философии из университела Лайолы в Новом Орлеане, анархиста, а также мастера дзен) которое в некоторых моментах перекликается с последними публикациями в этом блоге. Очень даже перекликается. Так что с удовольствием сделаю небольшое лирическое отступление и переведу небольшой начальный фрагмент. Желающие читать текст полностью могут перейти по ссылке на источник.


ДЗЕН АНАРХИЯ


Дзен анархия? Что бы это такое могло быть? Некоторые новые вариации коанов, этих классических протодадаистских дзенских “загадок”?

Каким будет хлопок одной ладонью, сжимающейся в кулак?

Если вы видите черный флаг, реющий на флагштоке, что движется: флаг, ветер или революционное движение?

Какова ваша изначальная природа: до мая 68-го, до Испанской революции, до Парижской коммуны?


Как-то все это кажется странноватым. И на самом деле, ничего такого не нужно. С самого начала дзен уже был анархичнее самого анархизма, и мы можем принять его как он есть. А чтобы вы не считали, что я все это выдумываю, я приведу цитаты из нескольких величайших и глубокоуважаемых (и с уважением высмеиваемых) фигур в истории дзэн, включая Хуй-Ненга (638-713), Шестого патриарха, Линь-Чи (ум. в 867), основателя школы Риндзай, Мумона (1183-1260), мастера Риндзай, собравшего одну из самых известных коллекций коанов, Догэна (1200-1253), основателя Сото, второй крупной школы, и Хакуина (1685-1768), великого мастера дзэн, поэта и художника, который возродил практику Дзэн.


I. Разгромленные состояния/государства* сознания


То что дзен - это практика анархии (ан-архе) в самом строгом и сверхортодоксальном смысле демонстрируют все великие учителя. Она отвергает все “архи” или принципы — предположительно трансцендентные источники истины и реальности, которые на самом деле являются не более чем устоявшимися идеями, ментальными привычками и предрассудками, помогающими создавать иллюзию доминирующей реальности. Эти “принципы” - не просто безобидные идеи. Это империалистические княжества, которые навязывают свою суверенную власть самим нашим умам и душам. Какими бы антигосударственными мы ни пытались быть, наши усилия мало что дадут, если наше душевное состояние это государственный разум**. Дзен помогает нам избавиться от нагромождения авторитарного идеологического мусора, который автоматически накапливается в нашем нормальном, ладно подогнанном уме, так что мы освобождаемся, чтобы переживать и ценить мир, природу и “Десять тысяч вещей”, мириады существ вокруг нас, вместо того, чтобы просто использовать их в качестве топлива для наших злополучных эгоистичных стремлений.

В то время как дзен является самой строгой и сверхортодоксальной формой буддизма — он также является формой самой иконоборческой, революционной и анархической. Корни дзэна уходят к истокам буддийской традиции — и не к каким-то там основополагающим священным документам или какой-либо преемственности непогрешимых авторитетов, а к опыту, положившему начало традиции: анархическому разуму! Забудьте об “-изме” буддизма. В конечном счете, дело не в доктринах и убеждениях. “Будда”, в честь которого он назван, означает просто пробужденный ум или кого-то, любого человека, у которого случайно “есть” такой ум. А дзен (или Чань по-китайски) означает просто медитацию, которая просто позволяет уму быть свободным, необузданным, бодрствующим и осознающим. Речь идет не о случайной или даже регулярной практике определенных стандартизированных форм деятельности (медитация сидя и при ходьбе, практика коанов, быть непроницаемым, пытаться выглядеть просветленным и т.д.). Приравнивание медитации к молчаливому сидению - это то, чего Дзен просто не потерпит! Дзен также тесно связан с абсурдом, но его нельзя свести к тому, чтобы делать и говорить абсурдные вещи, как в популярной карикатуре на Дзен. Дзен - это не нигилизм, но (как и весь буддизм) Срединный Путь между безнадежным нигилизмом и жестким догматизмом (обладает ли догматик природой Будды?).


*Английское «state» имеет значение как «государство» так и «состояние». Это несомненно осознается автором текста, что очевидно из его дальнейших рассуждений. Приходится здесь давать перевод через «/», иначе теряется один из смыслов. – прим. пер.

** в оригинале красиво: «our state of mind is a mind of state»


У профессора Кларка есть ещё одно похожее эссе " Дао анархии". Некоторое время колебался, откуда взять отрывок. Остановился на этом, потому что здесь профессор тонко подшучивает над буквальным пониманием. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий