вторник, 31 октября 2023 г.

Антиньютон


Физических законов Ньютона я не отрицаю, и их истинность в определенном секторе воспринимаемого мира ни в коей мере сомнению не подвергаю. Пишу в самом начале эту фразу, потому именно, что прекрасно знаю: первое что придет в голову читающему сей безумный текст – обвинить автора в конспирологии и отрицании физики как науки. Придет это в голову как раз в силу тех самых особенностей современного мышления, о которых пойдет речь в дальнейшем: автору припишут некую индивидуальную игру, некое желание утвердить через псевдонаучную ересь собственное эго. Еще добавлю, что текст этот носит скорее провокативный характер, чем что-либо утверждающий. Так что, берем клей, приклеиваем ладони к асфальту – и вперед!


В публикации использованы изображения, сгенерированные искусственным интеллектом

Тенденция развития общественных процессов определяется «раскладом сил» в данный момент времени на денной территории при данных обстоятельствах, и правильная интерпретация такого расклада позволяет спрогнозировать направление развития событий и предсказать этого развития итог. Примерно так можно проиллюстрировать словами тот ракурс видения и последующего анализа явлений, который определяет «реальное представление»  современного человека о мире и обществе. Некая статика, равновесие, нарушаемое некими силами, точки приложения этих сил, динамика, направление и скорость движения и т. д.. Узнаете? Это же физика за 6 класс. Но применимы ли к процессам в обществах те законы, которые идеально описывают движение шаров катящихся по наклонной плоскости, тележек, груженых гирьками и человечков, тянущих за веревочки? Применимы или нет, вопрос спорный, а вот то, что информационно-речевая модель мира, доминирующая в сознании современного человека, является именно «пространственно-временно-силовой», думаю, заметить нетрудно любому.

Что было до Ньютона: схоластическое мышление, грех и добродетель катили шары, каждый в свою сторону, в ад или в рай, пророчества толкали тележку, все наклонные плоскости были обращены строго в неизбежную пропасть близкого конца света, а человечки тянули за веревочки, вешая на крепостных воротах тех, кто имел на все это иное мнение, отличное от прописанного в заповеданных текстах. И вот пришел Ньютон, оперся на плечи предшественников и собственный гений и описал материальный мир настолько математически точно и четко, что туманы схоластики просто не имели шансов выстоять против света науки. И все стали мыслить иначе. Информационно-речевая модель трансформировалась. Все стали раскладывать силы. Ну не все, конечно. Тут я переборщил. Некоторые и сейчас, закатив глаза, вещают о плоской земле и магии созвездий – но это уже обреченная архаика.



Ничего удивительного конечно нет в том, что когда Ньютон своими физическими законами загнал в глубокое подсознание средневековую схоластику, обломки которой составляют то, что в современном мире принято называть конспирологией, его подход к знанию вызвал такой интерес и стал приносить такую материальную пользу, что стал распространяться на все мышление целиком и со временем стал определять сами принципы его и методы. Но в то же время мышление обрело очень четкие ограничения, ограничения тривиальной динамики. Если полет воображения схоластов был ограничен лишь их священными текстами, которые полагалось интерпретировать определенным образом, но которые ввиду их внутренней противоречивости и общей неконкретности, допускали самые фантастические толкования, то физический мир Ньютона и вся его динамика несли с собой четкие ограничения самоочевидности, которые теперь принято называть реальностью.

Но время шло, и физика шагала с ним в ногу. Были открыты квантовые процессы и релятивистская механика. Макро- и микро- миры описывались совсем иначе. Физики научились и мыслить по-новому. Были обнаружены и исследованы подходы к познанию других, неевропейских цивилизаций. Но имели ли эти новые подходы какое-либо влияние на анализ процессов, происходящих в человеческих обществах, или аналитики по-прежнему оглядывались на Ньютона? Что мы видим сейчас? Политология, социология сводятся к квазиньютоновским уравнениям равновесия сил, человечки по-прежнему тянут за свои веревочки, представляя образы «ведущих игроков в регионе и в глобальном масштабе», наклонные плоскости всегда обращены в сторону эгоистической выгоды и т. п., а картина в целом представляется этакими ожившими шахматами или «игрой престолов».  Хуже того, зачастую всякое взаимодействие людей между собой сводится только к анализу экономических интересов. Конечно, великие научные открытия на какое-то время предопределяют развитие не только какой-то определенной области знания, но и всей человеческой мысли. Но разумно ли так долго держаться за этот «социал-ньютонизм», по сути постулирующий эгоистичность всего и вся в макро и микро масштабах? И каким образом возможно освободиться от старых стереотипов?

Нильс Бор сказал: «Все что мы называем реальным состоит из вещей, которые нельзя рассматривать как реальные. Если квантовая механика вас еще не шокировала окончательно, вы плохо ее понимаете». Самоочевидное, бомбардируемое фотонами и протонами, рассыпается в квантовый прах. Шок сознания. О шоке сознания говорил и мой Гуру Рамакант Махарадж. Это пытаются практиковать некоторые современные эко-активисты, шокируя бюргеров тем, что приклеивают ладони к асфальту, приковывают себя к решеткам и пр., об этом издревле говорили мастера дзен. О перезагрузке сознания говорят и современные исследователи мозга, предостерегая, правда, от необдуманных экспериментов.



Ньютоновская физика с ее стереотипным «пространственно-временно-силовым» подходом к бытию материи очевидно давлеет на осмысление более тонких процессов, лежащих вне пределов этой шаблонной динамики. Она дробит целое на части и неизбежно разделяет бытие на отношения субъект-объект-процесс. Но кто тот наблюдатель квантовых процессов, чье наблюдение самим фактом своего существования влияет на процесс. Кто тот «я»? Так ли инертен сам факт твоего видения любых внешних процессов в общем и социальных процессов в частности? Последние открытия нейрофизиологов выявили детерминированность работы мозга, а следовательно, и детерминированность выбора, разграниченность работы мозга по полушариям, а следовательно, и наличие огромной области сознания, совершенно чуждой всяким вербальным построениям и анализу «расклада сил». Столько всего открыто нового!

А коль скоро это так, почему до сих пор в информационно-речевой модели доминируют квазиньютоновские стереотипы? А ну-ка, человечки, бросайте свои веревочки! Ведь наклонная плоскость уходит за горизонт, а шары катаются туда-сюда сами собой по заранее предписанным траекториям. Стихия Целого спонтанно бушует и одновременно неподвижна, и только наблюдатель определяет, выживет или нет в этой стихии кот Шредингера.



1 комментарий: