воскресенье, 14 ноября 2021 г.

Джин Данн "В присутствии Нисаргадатты Махараджа 1977 – 1981" (продолжение 3)


  

Книга вторая – 1978 год (продолжение)


Вторник, 30 мая


В 5 часов я принесла Махараджу коробку конфет!!! Он сказал «Нет» и велел мне забрать их. Я отказывалась. Его дочь стала жестами показывать мне, чтобы я взяла их, но я не соглашалась. Она сказала «Прасад». Я замотала головой, заплакала. Он игнорировал меня и читал газету. Не взглянул на меня за весь вечер. После баджанов он взял коробку, и я решила, что он собирается вернуть её мне и сказала «Нет». (Сейчас я вспоминаю, что он сказал «Прасад», возможно, он просто хотел дать мне одну штучку в качестве прасада.) «Нет? Иди… Иди…» – он говорил это суровым голосом, но я видела, что при этом он улыбался своей дочери. (Если б не та улыбка, я бы уже умерла от горя.)

Позже я получила записку от Марлин по поводу моих покупок [для неё]. Урок был мной усвоен. Я копировала свою мать. Давала вместо любви деньги и подарки, но не отдавала себя. Обсудили это с Марлин.

 

Среда, 31 Мая

 

Автобусы? Такси???

Он точно учит меня так! Этим утром я не дождалась автобуса. Кто-то сказал, что они не ходят из-за забастовки, поэтому все берут такси. Но мне не повезло и с такси. С полчаса или дольше я блуждала по округе, пока, наконец, не поймала такси. После чего увидела автобусы, разъезжающие всюду и везде!

На медитации он не посмотрел на меня, не улыбнулся. Я очень страдала.

На утренней сессии в 10.30 обсуждались проблемы одной разведенной пары. Махарадж говорил им, что они пришли к нему как супружеская пара, что он их гуру только в том случае, если они следуют его наставлениям; а иначе могут «освобождать помещение». Они согласились, и Махарадж велел им пожать друг другу руки. Они так и сделали, обнялись. Боб заметил, что следует отпраздновать это воссоединение. Махарадж: «Хорошо, можете купить сладости». Боб дал ему 20 рупий, но Махарадж вернул их, тогда Боб дал 100 рупий, и Махарадж отправил его и кого-то из местных за сладостями. Радостное получилось утро.

 

Среда, 31 мая, вечер


Был переводчик, но Махарадж игнорировал меня и разговаривал с другим посетителем. Игнорировал меня на баджанах. Прохаживался туда-сюда за моей спиной, именно так, чтобы я не могла его видеть.

Не существует такой вещи, как личность, просто пучок воспоминаний, основанных на страхе или желании. Это, наконец, сделалось ясным, пока я ехала в автобусе к Марлин. Всё это сделалось очень ясным буквально в один миг!


Четверг, 1 июня.


Когда в 8.00 я пришла и простёрлась перед Махараджем, он УЛЫБНУЛСЯ МНЕ! Села медитировать под его портретом1. Он сам усадил меня туда. Потом беседы, в основном он говорил о сознании «я есть» и о том, что Кали-юга является эпохой коварства, конфликтов и т.д. Забыла нужное слово, но смысл такой, что коррупция и обман доминируют, стали общепринятой нормой общества. Всё это есть «сознание», но я прежде него. Я свидетель, не деятель.


1 июня, вечер


Сидела очень близко к нему. Он часто смотрел на меня и улыбался.

 

Пятница, 2 июня


Во время Q&A Сапре занесло, он стал говорить от себя, о разных странах, особенно Америке. Я отреагировала. В автобусе по дороге домой я наблюдала ум и его реакции – итак, я не американка и никакой другой нации не принадлежу, не являюсь телом, умом, эмоциями, чувствами, ничем из этого. Я – чистое сознание.


Суббота, 3 июня, вечер


Я спросила, как продвигаются дела в «Шри Нисаргадатта Адхьятма Кендра». К Махараджу зашёл их доверенный представитель. Он ответил, что дела идут хорошо, сказал про планы насчёт более просторного помещения для встреч Махараджа с иностранцами. Мулларпаттан добавил, что они также собираются устроить библиотеку, и я заявила: «Я хороший библиотекарь. Скажите Махараджу». Махарадж засмеялся и закивал. Затем доверенный сказал, что вначале им предстоит работа по сбору средств, и я говорю: «Я ещё и хороший фандрайзер1». Махарадж сказал, что если б я и в самом деле так взялась за работу, это было бы очень хорошо. «Люди, работающие с таким побуждением, без эгоизма, способны совершать большие дела». Затем я сказала ему, что уезжаю в четверг утром, и Мулларпаттан сказал что-то вроде «Как так?», как я могу уехать, если хотела помогать, и я ответила, что на данный момент это пока только мысли в том направлении. Он передал Махараджу про мой отъезд в четверг, и Махарадж сказал: «Она свободна. Она может делать, что хочет».


5 июня, утро


Взяла с собою фотокарточку [Махараджа], чтоб для неё сделали рамку. Махарадж спросил, зачем она у меня здесь, я объяснила. Показала фотографию Энни и другим.

Нам было сказано, что нет ни пути, ни цели. Мы уже То. Он говорил о «сознании Ишвары» как о бытии, наложенном на Самость. Сказал, что когда мы упрочимся в блаженном состоянии имперсонального «я есть», состоянии Ишвары, то автоматически осознаем, что оно тоже является наложением на нашу истинную Самость, и тогда – Реальность будет сама по себе. Среди присутствующих был человек, который всё время спорил с Сапре из-за того, как тот переводил. Затем он стал спорить с Махараджем! А дальше этот человек сам прочёл нам целую лекцию обо всём, что говорил М., и закончил её словами: «Вам нужно умереть (чувству бытия отдельной сущностью), чтобы осознать Самость». Махарадж позволил ему говорить, он явно был крайне зол на него, но всё же позволил.

Похоже, сегодня он функционирует на уровне Ишвары, и всё же твердо пребывает Реальностью прежде всего познаваемого.

 

Понедельник, вечер


Махарадж сказал, что «сознание Ишвары» снизошло на него 40 лет назад.

Беседует с другими, со мной нет.

Еще он поговорил о портретах, сказав кому-то, за сколько они были проданы, и что теперь остался только один большой; возможно, кто-нибудь продаст его с аукциона за несколько сот рупий; но его это вообще не касается. Мы сказали ему, что мы здесь из-за нашей любви к нему, из любви быть в его присутствии. «Лицемерная любовь», сказал он. Карлу сказал так: «Я банкир, ты –

мои проценты».


Вторник, 6 июня, утро


Арати и медитация (какое-то время только я с Махараджем). Баджаны. Беседы с 10.30 до 12.00. Махарадж говорил в основном с одним голландцем (Хэмзо), задавал ему вопросы. Тот человек был поначалу ещё покруче Боба, однако потом он стал воспринимать услышанное и задумываться. Он напоминал мне самою себя, когда я пришла к Махараджу в первый раз. Все его слова были из учения Бхагавана, и Махарадж разносил их одно за другим.

Один человек спросил, стал ли кто-то из учеников Махараджа джняни. Махарадж сказал, что все суть Джняни. А как ещё он мог ответить, говоря с того уровня?

Мулларпаттан принёс фотографии, я взяла три для Марлин и три себе, чтоб передать другим. Попросила Махараджа подержать их в руках, и он милостиво, с улыбкой посмотрел на каждую и вернул их мне.

Шли по улице и разговаривали с Мулларпаттаном, я сказала, что у меня остался всего лишь один день, задаст ли он Махараджу «Мой Вопрос». Он сказал, что уже задал и что Махарадж ответил, что он [Махарадж] прочно укрепился во мне, и я могу делать, что хочу. Я заметила, что вопрос мой был вообще-то про «щелчок», а о том, что я могу поступать, как захочу, Махарадж сказал, когда каким-то образом услышал, что я расстроена отъездом П. Потом мы еще поговорили о моих делах, и Мулларпаттан посоветовал мне больше медитировать и не расслабляться.


6 июня, вечер


Снова большая группа. Пока не было Махараджа, у нас с Энди случился разговор насчет её (моего) чувства, что Махарадж не любит её (меня?). Я объяснила ей всё, и она спросила, думаю ли я, что смогу выдержать это, потому как она боится, что не справится. Конечно же да, я смогу, сказала я ей. Вышла попить чай и покурить, вернулась. Весь вечер я ощущала себя такой уязвимой и совершенно одинокой.  

Автобусы не приходили очень долго.

На вечерней сессии у Махараджа не сработала зажигалка, и он одолжил мои спички.


Среда, 7 июня


Махарадж спросил, утром ли я уезжаю, в котором часу. До 8.00 медитация, кроме Энни была только я. После баджанов пошла перекусить, взяла кофе и хлеб с маслом, потом немножко прогулялась.

10.30-12.00 – просто потрясающая беседа о Самости и истинном гуру – Сатгуру. О природе сознания «я есть» и Высшем. Было много новеньких. Миссис Сапре сказала, что после обеда принесёт совместный снимок Махараджа с мистером Сапре (но она забыла). Пришла Нерджиш и увела меня к себе домой, чтобы я поела и отдохнула. Поспала с часок, потом помедитировала, выпила чаю и ближе к 18.00 уже была у Махараджа.

Он был один, впервые со дня моего приезда. Я простёрлась, после чего наклонилась к нему, собираясь задать свой вопрос. Он посмотрел на меня тем самым усмехающимся, любящим взглядом и поднял руку. Затем мы поговорили. Он, по-моему, спросил, как у меня появились деньги на поездку, и я сказала, что благодаря П. (Потом только мне стало ясно, что это Он и никто другой был и причиной, и средством моего приезда, Он привёл меня к Себе.) Спросил, из Америки ли я, не туда ли теперь уезжаю. Я сказала: «Нет, я возвращаюсь в ашрам». Затем он спросил, хочу ли я чего-нибудь, если мне нужны деньги, Он даст мне. «Нет, – ответила я, – я только хочу всегда быть полностью Единым с вами и быть в вашем состоянии». Он сказал, что я чистая душа. Полностью чиста. Сказала Ему, что в ашраме я буду «говорить», но на самом деле это Он будет говорить через мой рот. Я получила гораздо больше того, о чём могла бы попросить. Он и его слова теперь всегда со мной. Он сказал мне: «Гуру Пурнам» [Guru Purnam]. Миссис Сапре объяснила это так: Гуру утвердился в тебе во всей Своей полноте, совершенстве и чистоте. Мулларпаттан так: Гуру есть Пурнам [Giru is Purnam]. Пурнам – совершенный, не нуждающийся в чём-либо ещё, прежде желаний ума и т.д. Гуру – твоя Истинная Идентичность, твоё Истинное Бытие.

Махарадж отпустил меня.


21 июня

 

Вывих и перелом правой руки. Доктор сказал, что на излечение уйдёт 20 недель. Махарадж [передал] мне: Пусть остаётся свидетелем случившегося и тела, которое заболело и страдает. В конце концов, она не является этим телом. Пусть же наблюдает всё с высоты сознания. С этой точки зрения, на уровне сознания, случаться будет то, что является особенно благоприятным, и это может быть всё, что угодно. Так что ей не следует беспокоиться, потому как беспокойство есть аспект ума, а ум – не то, чем она является.

Рука зажила за 5 недель.


Заметки


Постепенно, отделяясь от всего, что ум считал реальным, воссияет чистое сознание «я есть».


Из «Я есть То»:


«Удерживай «Я ЕСТЬ» в фокусе осознания, помни, что ты есть. Непрестанно следи за собой, и бессознательное вольется в сознательное без какого-либо усилия с твоей стороны. Ложные желания и страхи, ошибочные идеи, социальные запреты препятствуют свободному взаимодействию бессознательного и сознательного. Как только они свободно смешаются, двое станут единым, а единое станет всем. Личность погрузится в свидетеля, свидетель в осознание, осознание в чистое бытие; идентичность, тем не менее, не пропадает, пропадают только ее пределы. Она преображается и становится подлинной Самостью, Садгуру, вечным другом и наставником. Никакая внешняя активность не может добраться до внутренней сути: поклонение и молитвы находятся на поверхности; чтобы уйти глубже необходима медитация, стремление выйти за пределы состояний глубокого сна, сновидений и бодрствования. Поначалу попытки нерегулярны, потом к ним возвращаешься чаще, они становятся регулярными, затем постоянными и интенсивными. И так до тех пор, пока все препятствия не буду преодолены».

«Чтобы выйти за пределы ума, надо быть безмолвным и тихим. Мир и покой, безмолвие и мир. Таков путь вовне. Прекрати задавать вопросы».

«Познай мир как свое собственное творение и освободись».

«Память о не исполненных в прошлом желаниях захватывает энергию, которая проявляет себя как личность. Когда ее запас кончается, личность умирает. Не исполненные желания переносятся в следующее рождение. Отождествление себя с телом постоянно создает свежие желания, и им нет конца, если ясно не увидишь механизм порабощения. Именно ясность освобождает, поскольку тебе не отвязаться от желания, если ясно не увидишь его причину и следствие. Я не говорю, что перерождается тот же самый человек. Он умирает, и умирает навсегда. Но его воспоминания остаются вместе с желаниями и страхами. Они обеспечивают энергией новую личность. Реальность не принимает участия во всем этом, но делает это возможным, освещая процесс».

«Подлинное Осознание – это состояние чистого свидетельствования, без малейшей попытки как-то вмешаться в свидетельствуемое событие. Ты невовлечённо следишь за всем в полном свете ясности. Это может казаться отношением холодного безразличия, но на самом деле это не так».

«Сознание – это сила. Осознай, что необходимо сделать, и оно будет сделано. Но только будь бдительным и спокойным. Как только достигаешь пункта назначения и узнаешь свою подлинную природу, твое существование становится для всех благословением. Излучая помощь, ты можешь даже не знать, каким образом это происходит».

[Пер. с англ. отрывков из «Я есть то» В.Т..]

 

Продолжение следует

 

1 Заинтересовавшись упоминанием портрета Нисаргадатты Махараджа (см фото выше) мы связались с Д. Годманом, посещавшим сатсанги в те же годы, что и Д. Данн, и узнали, что в комнате висел большой фотопортрет Махараджа (на котором он был намного моложе в сравнении со снимками, сделанными в последние годы жизни).

2 Фандрайзер (fundriser) – сборщик средств.

 


3 комментария:

  1. В эпизоде с конфетами и Махарадж и его дочь с самого начала пытались разъяснить Джин, что Махарадж возвращает ей коробку в качестве прасада. Но она так и не въехала, рассмешив Махараджа.

    ОтветитьУдалить
  2. "Тот человек был поначалу ещё покруче Боба, однако потом он стал воспринимать услышанное и задумываться. Он напоминал мне самою себя, когда я пришла к Махараджу в первый раз. Все его слова были из учения Бхагавана, и Махарадж разносил их одно за другим"...

    Практически стандартная ситуация. Уверены, что "уже что-то знают" и хотят вписать в круг своего знания новые объекты или расширить круг. Но Садгуру разрушает сам круг. Посетитель в шоке от противоречий.

    ОтветитьУдалить
  3. "Шли по улице и разговаривали с Мулларпаттаном, я сказала, что у меня остался всего лишь один день, задаст ли он Махараджу «Мой Вопрос». Он сказал, что уже задал и что Махарадж ответил, что он [Махарадж] прочно укрепился во мне, и я могу делать, что хочу. Я заметила, что вопрос мой был вообще-то про «щелчок»,.."

    Ну во-первых, Махараджу до лампочки, какой именно вопрос задавался, все вопросы по сути сливаются в один: “некое сомнение” в подлинной идентификации себя, остальное – нюансы. Далее, в случае с Джинн он наблюдал динамику интенсификации ее бхакти, а это лучший индикатор. По сути, Махарадж этими словами зафиксировал, что Джин прошла точку невозврата. Он уже был спокоен на ее счет – так или иначе “ее вернет”, даже если какие-то обстоятельства отвлекут на время.

    ОтветитьУдалить