вторник, 23 ноября 2021 г.

Джин Данн "В присутствии Нисаргадатты Махараджа 1977 – 1981" (продолжение 4)

 

Книга вторая – 1978 год (окончание)

 

28 октября 1978 г., среда, утро


Я поехала к Махараджу прямо из аэропорта. Он встретил меня с улыбкой, принял подарки. Хотел было вернуть мне зажигалку, но я настояла, чтоб он оставил её у себя. Отдала ему несколько экземпляров «Mountain Path»1 и сказала, что еще 100 копий Ганеш отправляет Мулларпаттану посылкой. Переводчик и присутствующие стали оживлённо обсуждать сам журнал и статью. Махарадж (или всё же переводчик) сказал, что они ждали меня 1 ноября, т.к. незадолго до этого получили моё письмо, сообщающее, что я приеду вместе с Дорис В. первого числа. Через миссис Сапре я стала рассказывать Махараджу о проблемах, возникших у моего сына, зачитала ему телеграмму. Рассказала про письмо адвоката о судебном решении и деньгах. Он всё слушал, кивая головой, а при упоминании письма от адвоката сказал: «Она получит деньги». Затем спросил, как долго я пробуду. – «Не знаю, я жду билет». Где остановилась? – «Ещё не знаю». Стали перебирать варианты с гостиницами (комната уже полна народу). Тогда Махарадж сказал Мехеру, чтоб та забрала меня к себе домой.

Комната продолжала заполняться, подошёл мистер Сапре, и опять стали обсуждать статью. Пришла одна еврейская пара, чему я сильно удивилась, т.к. думала, что для [учения] Махараджа они были не готовы. Так оно, в общем-то, и оказалось, но зато хотя бы в течение двух часов они подвергались воздействию его присутствия. Молодой человек, кажется, его звали Элай, начал было свои игры, но был тотчас остановлен без возможности продолжить.

В 11.00 Мехеру засобиралась домой, и Махарадж велел мне идти с ней. Я ответила, что не хочу уходить раньше времени, что могу приехать к ним на такси потом. Но он сказал идти (и я послушалась) и возвращаться после обеда. Он, должно быть, знал, что я планировала всё-таки найти какой-нибудь отель, и таким образом воспрепятствовал этому и продолжал так делать до самого моего отъезда.

Всё это я пишу по памяти в ноябре, уже будучи на Гавайях.

 

Среда, вечер


Во время баджанов я заметила в кармане у Махараджа одно из подаренных мною павлиньих перьев. Уж не знаю, что он сделал с зажигалкой, наверное, отдал кому-то. И почему я не взяла её, когда он предлагал, и это после того, как он держал её в своих руках, играл ею и показывал каждому пришедшему. Хотя, может быть, это и к лучшему – только лишние цепляния за вещи и формы.


Далее пишу, что и как запомнила:


В тот день мне пришлось уехать [от Махараджа] рано – Мехеру увезла меня к себе, и я познакомилась с её родителями, тётей и служанкой; тётя отдала мне свою комнату. С водой была напряжёнка, мыться можно было только утром после 7 ч. Много разговоров насчёт того, чтоб я поела. Всякий раз, завидев меня, её мама пыталась меня чем-нибудь накормить, и обычно ей это удавалось. Я распаковала кое-что из вещей, мы пообедали. Отдохнула, переоделась и вышла из дома. Попыталась дозвониться до Pan Am [Pan American Airways] – безуспешно, поэтому приехала туда на такси и попросила таксиста подождать меня. Билета всё ещё не было, я сказала им, что найду жильё с телефоном и буду звонить каждый день. На том же такси к Махараджу, успела как раз к вечерней сессии. Он спросил, устроилась ли я у Мехеру, и я ответила, что да, но хочу найти гостиницу с телефоном, чтобы быть на связи с авиакомпанией.

У нас случился такой разговор: когда Махарадж говорил мне, что собирается уничтожить или убить «меня», я спросила, обещает ли он это, и он ответил, что это больше, чем просто обещание. Это несомненный факт. Такой же, как восход солнца поутру. Ты – Бог. Ты – Брахман. Ты – сознание «Я ЕСТЬ». В конце концов, ты осознаешь, что не являешься ничем из этого, что всё только наложено на тебя. Ты есть То, Высшая Реальность. Есть только Единое сознание, оно проявляется во многих формах и оболочках, и ты принимаешь одну из этих форм за себя, а другие за отделённые от себя. Это не так. Ты считаешь себя тем, кто совершает действия. Это не так. Пять элементов и гуны в действии, потому что ты есть, но ты – не они. Этот мир проявляется из-за любви, которая есть сама твоя природа. Не любовь к чему-то или кому-то. Ты любишь свою Самость. Ты – Любовь. Семя прорастёт и вырастет в дерево с листьями, цветами и плодами. Но это не будет продолжаться вечно.

М.: Всё это иллюзия, сон.

Я.: Кто видит сон?

М.: Именно это ты обнаруживаешь.


1 ноября.


Последний вечер у Махараджа перед отъездом в аэропорт: приехала к нему пораньше, с чемоданом, дорожной сумкой и гирляндами. Дверь была закрыта, и я оставила чемодан и проч. на скамейке внизу, а сама пошла выпить кофе и покурить. Когда вернулась, вещи уже были в доме. Невестка Махараджа сказала, что это он их занёс. Я поднялась наверх, сделала простирание и села. (В маленькой сумочке у меня лежал конверт с деньгами, чтобы отдать Махараджу.) Кроме меня никого больше не было. Я объяснила ему, что в 6 ч. мне нужно уезжать в аэропорт. Затем вспомнила про гирлянды и распаковала их. Он что-то произнёс в одобрение, и этим сделал меня такой счастливой. Надела гирлянду на Него. Через какое-то время он сказал: «Деньги?», я вспомнила про конверт и отдала ему.

Вскоре появились посетители – женщина из Испании и молодой человек, только прибывший, кажется, из Бельгии или Голландии. Пока Махарадж ходил с конвертом вниз, мы пообщались. Пришёл Мулларпаттан и подарил мне от себя и супруги цветную фотографию Махараджа.

Махарадж стал расспрашивать новенького, и мы все присоединились к разговору, потому что вопрос был в том, что у этого парня было совсем мало денег, но он хотел остаться здесь на год. Я вспомнила про японский буддийский храм, и он сказал, что попробует устроиться там. Все предлагали мне побеседовать с Махараджем, потому что я скоро уезжала, но я сказала, что у меня нет вопросов и я просто хочу побыть рядом с Ним как можно дольше.

Я не удержалась и, пересилив себя, попросила Мулларпаттана спросить Махараджа, всё ли будет в порядке с моим сыном. Услышав это, Он улыбнулся мне с насмешкою – так, словно понимал, что я не настолько уж глупа, чтобы спрашивать [подобное], но просто не смогла иначе. И сказал: «Передай, что её дело – повторять нама-джапу и не беспокоиться».

Скоро наступило время уезжать, и мистер Мулларпаттан пошёл со мной, чтобы помочь с сумкой и найти такси. Хотела отдать ему 200 рупий, но он не взял, я сказала, что всё равно не смогу вывезти их из страны, и тогда он взял и сказал, что сохранит их для меня.

Ехать в такси было долго, я была очень плотно закутана в присутствие Махараджа.

1 «The Mountain Path» - духовный журнал, издающийся в Раманашраме с 1964 года. Джин Данн привезла Махараджу октябрьский выпуск от 1978 г., в котором была напечатана её статья «Sri Nisargadatta Maharaj». Все выпуски журнала в настоящее время оцифрованы и доступны для скачивания в pdf-формате: https://www.sriramanamaharshi.org/resource_centre/publications/mountain-path/

 ___________________________________________________

 

Мы сочли уместным для удобства онлайн-читателей привести текст статьи Джин Данн не в приложении, как это сделано в книге, а непосредственно в том месте Дневников, где статья упоминается.


Текст статьи Джин Данн «Шри Нисаргадатта Махарадж»

Mountain Path, 1978, No. 4 (октябрь), с. 236-239

 

В городе Бомбее, на шумной, загруженной торговой улице живёт просветленный мудрец Шри Нисаргадатта Махарадж. Он родился в Бомбее в марте 1897 года в знаменательный день – Хануман Джаянти [день рождения Ханумана], и потому был назван именем Марути [другое имя Ханумана]. Оба его родителя, отец Шиврампант Кампли и мать Парватибай, были очень религиозными людьми. Рос он на ферме в Кандалгаоне, деревне к югу от Бомбея и имел живой, пытливый ум, склонный к размышлениям на духовные и философские темы. В 1918 году Марути переехал в Бомбей, а в 1924 году женился на Суматибай, у них родились сын и три дочери.

Его жизнь в Бомбее началась с работы мелким служащим в конторе, однако энергичная и независимая натура вскоре заставила его уйти оттуда и заняться мелкой торговлей. Он открыл магазинчик по продаже «биди», самодельных деревенских сигарет; а через несколько лет у него было уже несколько небольших торговых точек. Однако, жажда истины становилась все сильней и сильней. Он пришёл к великому святому Шри Сиддхарамешвару Махараджу и был инициирован им. Не прошло и года, как он уже был готов проводить встречи, где выступал с религиозными дискурсами.

После смерти его учителя в 1936 году страстное стремление к саморелизации достигло наивысшей точки, и в 1937 г. он оставил свою семью и бизнес, избрав жизнь странствующего монаха. На пути в Гималаи, где он намеревался провести остаток своей жизни, он повстречал своего гуру-бандху (соученика)[это был Виласананд Махарадж], который убедил его, что в духовном плане гораздо более плодотворно жить в миру, при этом оставаясь бесстрастным.

Возвратившись в Бомбей, он обнаружил, что от его бизнеса остался лишь один маленький магазин. Им он и продолжил заниматься ради обеспечения своей семьи, при этом всю свою энергию он посвящал духовной садхане. Местом для медитации стал мезонин, специально выстроенный им своими руками.

Вот его собственные слова: «Когда я встретил своего Гуру, он сказал мне: «Ты не тот, кем себя считаешь. Узнай, кто ты. Наблюдай чувство «я есть», найди истинного себя…» Я делал так, как он говорил мне. Всё своё свободное время я проводил, глядя на себя в тишине. Какие перемены это повлекло, и как скоро! Мне потребовалось лишь три года, чтобы осознать свою истинную природу».

Вскоре, привлеченные его мудростью и красноречием, к нему потянулись люди: они собирались на улице у магазинчика, и он беседовал с ними во всякое свободное время. Позднее, когда делами стал управлять его сын, встречи стали проводиться в доме. Его скромное жильё стало местом притяжения для многих иностранцев и индусов, переводчиком же часто выступал Морис Фридман, его польский преданный. Вопросы и ответы были настолько интересными, что их стали записывать на магнитофон. Многие из этих просвещающих бесед были переведены Морисом Фридманом, и в 1973 они были опубликованы в виде книги под названием «Я есть То». Издание этой книги привело к тому, что в Бомбей теперь съезжаются прочитавшие ее люди из самых разных стран, ища духовных наставлений Шри Нисаргадатты Махараджа. Нынешняя комната уже совершенно не годна для размещения всё возрастающего потока посетителей, так что планируется приобретение более просторного помещения.

Маленькая мезонинная комнатка на Khetwadi Lane, 10, построенная для медитаций много лет назад, каждый день тесно заполняется посетителями, собирающимися на сессии вопросов и ответов. Стены комнаты увешаны портретами великих святых из разных религий. Атмосфера комфортная и доброжелательная. Доносящийся с улицы шум никого не заботит – всё внимание устремлено на худощавую фигуру Махараджа. Внешне он невысокого роста, футов около пяти, лысеющий, со сверкающими глазами, острым взглядом и заразительной улыбкой. Кто-то однажды пошутил насчёт его большого носа и ушей, и он благодушно ответил: «Видимо, я происхожу от Ганеши» (божества с головой слона), обнаружив тем самым свою находчивость и безразличие ко всему внешнему. Он кажется простым, обычным человеком, таким же, как все мы – но это очень ненадолго. Вскоре вы понимаете: каким бы невероятным это ни казалось, что прямо перед вами – живой пример того, что ЭТО ВОЗМОЖНО, что ЭТО СДЕЛАНО! И к вам вновь возвращается решимость, ум успокаивается, приходит чувство благости и счастья.

Он шутит, смеётся, хмурится, трясёт пальцем, ударяет кулаком, особо выделяя важность сказанного. Эмоции играют на его лице, как блики солнца на воде. Он прекрасен! Вы ощущаете вибрации его энергии, изливаемую им чистую радость бытия. На все вопросы он даёт простые, ясные и точные ответы, не аргументируя их цитатами писаний, не ссылаясь на положения вероучений – он, напротив, так милостив и добр, что выбивает из под вас эти подпорки. Концепции, которые вы так лелеяли, теперь видятся вам тем, чем они являются на самом деле – просто словами. И вы осознаёте всю ценность «Сат-Санга».

Его послание звучит коротко и прямо: «Ты ЕСТЬ Самость здесь и сейчас. Прекрати воображать себя «этим» или «тем». Отпусти свою привязанность к тому, что нереально». Лучшим примером изложения его учения является книга «Я ЕСТЬ ТО». 

 

Продолжение следует




Комментариев нет:

Отправить комментарий