пятница, 14 июля 2023 г.

М. Газзанига: Множественные "я"


На западе ученые начали задаваться вопросом, не является ли сама идея интегрированного «себя» на самом деле фикцией. Для каждого. В 80х годах прошлого века новая группа поведенческих психологов оспорила идею о том, что «то», о чем человеческие существа думают как о «самих себе», полностью контролирует их действия.

Затем к ним присоединились нейробиологи, которое заявили, что открыли нечто даже еще более странное: то что внутри мозга человеческие существа имеют всевозможные виды разных самостей, о которых сознательный ум вообще не осведомлен. Ими* руководил Майкл Газзанига, получивший за свою работу Нобелевскую премию.

(Газзанига пациентке): «Вашей правой рукой указывайте на этот ряд. А левой рукой вот на этот, хорошо?»

Газзанига изучал таких людей как Вики. Она страдала тяжелой формой эпилепсии. Пытаясь прекратить приступы, хирурги разрезали нервные связи, соединяющие две стороны ее мозга. Это сработало. Но также выявило нечто странное. Внутри Вики была некая иная сила, которая вышла наружу и продолжает попытки действовать самостоятельно.

(Вики) «Я знала, что я хочу надеть. Я открыла шкаф, готовясь это взять. Моя другая рука... она просто была сама по себе. Она просто потянулась внутрь и взяла что-то, что я вовсе не хотела. И еще пару раз я надевала шорты, а потом я обнаруживала, что надеваю поверх них еще одни. И я знала, знала, что это неправильно».

Газзанига утверждает, что на самом деле в человеческом мозге существуют несколько «я», каждое из которых управляет в разные моменты. Обычно это скрыто, потому что одно «я», то что сознательно, постоянно сочиняет истории, чтобы объяснить то что делают другие «я». Но когда связь между двумя частями мозга разорвана, оно не может этого сделать… и другие части выходят на поверхность.

Газзанига говорит, что Вики не странная, она лишь раскрывает правду. Газзанига утверждает, что все люди живут в мире выдуманных историй, которые дают им иллюзию, что они сами по себе. Но на самом деле внутри них есть что-то иное, с чем они никогда не вступят в контакт.

(Газзанига) «Мы должны прекратить видеть человека как единую психологическую сущность. На самом деле его психологическое «я» это множественное «я». У него есть разные ментальные системы, существующие в мозге. У них есть эмоции, воспоминания, средства поощрения, судьбы. Они способны контролировать двигательный аппарат. Я имею в виду, они способны совершать движения, они и в самом деле способны форсировать чье-то поведение. И как только действие закончено, тут как тут вербальная система, чтобы дать объяснение и выдвинуть теорию для самого себя, почему те действия были совершены».


В 90х годах прошлого века идея индивидуализма достигла высшей точки. Все старые революции ушли в прошлое, и эта идея обещала видение нового мира как мира свободных уверенных в себе людей. Но случилось так, что ученые, выросшие на том индивидуализме, теперь (….) и подрывали к нему доверие.

Теория комплексности утверждала, что человеческие существа – это просто компоненты огромной сложной системы, системы, которую они никогда не смогут понять. Имелось в виду, что то, что они чувствовали и что думали было несущественно для системы… в то же время психология, а затем и нейробиология утверждали, что многое из того что происходило внутри мозга людей, было вне их контроля… а это значило, что сознательная частица внутри мозга, та часть, которая придает значение миру, на самом деле, несущественна.  Мало помалу, идея мира как чего-то, что человеческие существа могли бы понять и изменить, исчезала. Человеческое сознание отодвигалось на задний план.


* нейробиологами, а не самостями :) - - прим. пер


 

1 комментарий: