вторник, 13 июля 2010 г.

'Maharshi's Gospel' еще о трех состояниях ума

Последний кусочек из "Евангелия от Махарши", который захотелось перевести, это еще один отрывок из главы "Ахам и ахам-вритти".

Ученик: Выходит, что для джняни нет разницы между тремя состояниями ума?
Махарши: Как она может быть, когда сам ум растворен и потерян в свете Сознания? Для джняни все три состояния одинаково нереальны. Но аджняни не в состоянии это осмыслить, поскольку для него стандартом реальности является состояние бодрствования; тогда как для джняни стандарт Реальности это сама Реальность. Реальность Чистого Сознания вечна по своей природе и, таким образом, в равной степени существует во время того, что вы называете бодрствованием, сновидением и сном. Для того, кто един с Реальностью, не существует ни ума, ни трех состояний, а значит, ни направления вовнутрь, ни направления вовне.
Его состояние – вечное бодрствование, потому что он пробужден к вечной Самости; его состояние – вечное сновидение, потому что для него мир не более чем повторяющееся присутствие феномена сновидения; его состояние – это состояние вечного глубокого сна, потому что у него в любое время отсутствует сознание «тело-есть-я».
У: Тогда мне следует считать, что Багаван разговаривает со мной в состоянии бодрствования-сновидения-сна?
М: Поскольку твое переживание сознания сейчас сведено к периоду направленного вовне ума, ты называешь настоящий момент состоянием бодрствования, хотя все это время твой ум спал по отношению к Самости, а значит, на самом деле ты сейчас крепко спишь.
У: Для меня глубокий сон – это просто пустота.
М: Это так, потому что твое состояние бодрствования – это просто кипение неугомонного ума.
У: Под пустотой я имею в виду то, что я едва ли что-то осознаю во сне; для меня это то же самое что не-существование.
М: Но ведь ты существуешь во время сна.
У: Если и существую, я об этом не осведомлен.
М: Ты же всерьез не хочешь сказать, что прекращаешь существовать во время глубокого сна?! (Смех). Если ты ложился спать как мистер Х, ты просыпался как мистер У?
У: Возможно, я узнаю собственную идентичность с помощью памяти.
М: Как это можно допустить, если нет непрерывности осознанности (awareness)?
У: Но у меня не было осознания этой осознанности.
M: Нет. Кто говорит, что ты не осознаешь в глубоком сне? Твой ум. Но в глубоком сне ума не было. Какую ценность имеет свидетельство ума относительно твоего существования или переживаний во время глубокого сна? Искать свидетельств ума, чтобы опровергнуть собственное существование или осознавание во время глубокого сна – это то же самое что призывать своего сына как свидетеля, чтобы опровергнуть то, что ты родился!
Помнишь, однажды я тебе уже говорил, что существование и осознание (awareness) – это не две разных вещи, а одно и то же. Что ж, если по какой-то причине что-то удерживает тебя от признания факта, что ты существовал во время глубокого сна, будь уверен в том, что у тебя было осознание того существования.
Вот что ты действительно не осознаешь в глубоком сне, так это своего телесного существования. Ты приводишь в замешательство это телесное осознание истинным Осознанием Самости, которое вечно. Праджняна, которая есть источник «я-естьности», вечно существующая, не затрагиваемая тремя преходящими состояниями ума, таким образом, дает тебе возможность сохранить свою идентичность нетронутой.
Праджняна к тому же находится вне трех состояний, потому что она может существовать и без них и несмотря на них.
Вот та Реальность, о которой стоит говорить во время твоего так называемого состояния бодрствования, отслеживая ахам-вритти до его Источника. Интенсивная практика такого исследования откроет, что ум и три его состояния нереальны и что ты есть вечное непрерывное осознание Чистого Бытия, Самость Сердца.


5 комментариев:

  1. Дружище, твой перевод "Евангелия от Махарши" как-то отличается от перевода Могилевера? Или я туплю, или есть в этом какой-то тайный смысл?
    Развей сомнения.
    С наилучшими пожеланиями, не прийми как личное.

    ОтветитьУдалить
  2. Я даже не в курсе, что Могилевер эту книжку переводил. Его переводы вообще не могу читать. Всякие там "поучения", "вопрошания" и пр. Бр-ррр.

    ОтветитьУдалить
  3. Здесь, на всякий случай, вдруг появится желание сравнить, в книге "Шри Рамана Махарши: Весть Истины и Прямой Путь к Себе":
    http://www.ramana-books.narod.ru/

    Всего самого наилучшего.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо. У меня вряд ли такое желание появится:)

    ОтветитьУдалить