вторник, 5 апреля 2011 г.

О гуру-мантре

Сознаю, что это сообщение может в будущем спровоцировать большой поток посетителей Ранджиташрама, чего мне лично очень бы не хотелось. Но постоянные попытки некоторых самозванных «гуру», никоим образом не причастных к Традиции, использовать в качестве саморекламы имя Нисаргадатты Махараджа вынуждают меня публиковать этот материал.
В прошлом году я спросил Рамаканта Махараджа, обязательно ли для Полного Понимания получать гуру-мантру. В книгах европейских учеников Нисаргадатты этот вопрос не поднимался, т. е. в книги не включались те диалоги, где посетители спрашивали о гуру-мантре и важности инициации -- во всяком случае, я таких моментов не помнил. К моему удивлению, Махарадж ответил, что да, обязательно. Позднее он добавил, что гуру-мантра работает как антивирус, помогая нейтрализовывать внешние информационные атаки на сознание или как пароль доступа к Знанию Традиции.
Получив инициацию, я в течение года время от времени пытался повторять гуру-мантру, но никаких особых изменений в сознании не замечал, что зародило во мне определенные сомнения. (Сейчас она работает подобно мельнице, в которую «засыпается» всякая входящая внешняя информация или то что хранится в памяти, – и мгновенно перемалывается до первоосновы).
Отражением моего недопонимания и явился следующий случившийся в этом году диалог:

ВТ: Несколько лет тому назад я сам для себя придумал мантру. Я сидел на мостках у себя на даче, смотрел на воду и медитировал. Моя мантра была проста: «вода». То есть, я повторял это слово, прогоняя прочь всякие другие мысли, какими бы важными и интересным они ни казались. «Вода» и все – ни свойств, ни качеств, никаких характеристик и определений. Через некоторое время мое сознание входило в состояние блаженного экстаза. Сейчас, когда я повторяю гуру-мантру, я тоже вхожу в экстаз. Означает ли это, что не важно, какие слова повторять, а важен лишь сам процесс концентрации, фиксации внимания?
Рамакант Махарадж: Я расскажу тебе историю. Однажды один Гуру дал своему ученику мантру, велел держать ее в секрете и повторять про себя. Это была мантра «ОМ ШРИ РАМ ДЖЕЙ РАМ ДЖЕЙ ДЖЕЙ РАМ».
Ученик вернулся в родную деревню, пришел на берег реки, чтобы в тишине помедитировать, повторяя мантру. Но на берегу реки он увидел целую процессию людей, которые шли друг за другом, громко распевая «ОМ ШРИ РАМ ДЖЕЙ РАМ ДЖЕЙ ДЖЕЙ РАМ». «Что за ерунда, – подумал тот ученик, – Гуру дал мне мантру, велел держать в секрете и повторять про себя, а тут целая толпа людей просто кричит ее во полный голос?! Здесь что-то не так».
Он вернулся к Гуру и рассказал ему о своих сомнениях.
«Хорошо, – сказал Гуру, – я дам тебе одно задание. Вот тебе камень. В течение месяца ходи по миру и спрашивай у разных людей, сколько денег они дадут тебе за этот камень. Но не продавай его. Через месяц придешь ко мне и сам ответишь на свой вопрос».
И ученик пошел бродить по свету. В какой-то деревне он встретил старушку. «Вот, – сказал ученик, – у меня есть камень. Если я захочу его продать, сколько денег ты мне дашь за него?»
«Красивый камушек, – сказала старушка, – пожалуй, я купила бы его, чтобы с ним играли мои внуки и дала бы тебе за него пол рупии».
Ученик пошел дальше. Через некоторое время он встретил кузнеца и задал тот же вопрос. Кузнец посмотрел на камень, подумал, что для каких-нибудь целей тот может ему пригодиться и предложил десять рупий.
Потом ученик пришел в небольшой городок, зашел в ювелирную лавку и там ему уже давали сто. И наконец он пришел в крупный город, нашел самую лучшую ювелирную мастерскую и показал свой камень. «Где ты взял такой огромный бриллиант! – вскричал ювелир. – Да ему просто цены нет».
Разные люди, повертев камень в руках, оценивали его совершенно по-разному, исходя из собственной компетенции... И тут вдруг ученик понял всю ценность данной ему мантры.


Этот рассказ произвел на меня эффект нокдауна. Голова реально шла кругом. Когда Махарадж говорит, он говорит не с умом, а с «неотождествленной безымянной спонтанной тождественностью». В ту нашу беседу эффект этого разговора был для меня шокирующим, какая-то внутренняя дверь открылась. Эффект гуру-мантры невозможно понять. Это Таинство. И работает оно мимо мозгов с чем-то неосязаемым и непредставляемым, хотя уму этот процесс и может казаться ненужной условностью. «Раньше, – добавил Махарадж, – чтобы получить гуру-мантру, ученик должен был ждать двенадцать лет. Ты получил ее просто так и потому не ценишь».

10 комментариев:

  1. Безусловно, во многих традициях дикша имеет колоссальное значение. Что касается мантры, то в одном из источников приводятся слова Шри Нисаргадатты от том, что мантра - это своего рода божественный эликсир, упоение которым является всеобъемлющим.

    Однако Дэвид Годмен вспоминает, что Махарадж якобы однажды сказал, что не считает передачу мантры чем-то необходимым или даже важным.

    ОтветитьУдалить
  2. В этом году в Анандашраме я встретил одну старую испанку, которая провела с Нисаргадаттой год в конце семидесятых. Он ей дал гуру-мантру. Она сказала, что не будет ее повторять, так как ей она не кажется важной и нужной. Нисаргадатта заорал на нее: "Я до сих пор повторяю эту мантру, а ты говоришь, что она тебе не нужна?!"
    Возможно, в беседе с каким-то конкретным учеником, Махарадж и говорил, что гуру-мантра не слишком важна, я не знаю с какой целью, а Годмэн с радостью подхватил это, так как в определенной мере это соответствовала его мировоззрению.
    Есть аудио-файл, где Махарадж говорит о гуру-мантре. Я найду и выложу.
    Вообще, индийцы и европейцы воспринимают Нисаргадатту очень по-разному. Нам, естественно, известен только европейский подход. В Индии Нисаргадатта -- это неотъемлемая часть сампрадайи и в принципе не может восприниматься особняком.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за ответ. Буду благодарен, если вы найдёте файл. Быть может Дэвид Годмен слышал мнение не самого Махараджа, о одного из его переводчиков. В любом случае, ответы могут варьироваться в зависимости от спрашивающего.

    То учение Махараджа, которое дошло до нас через книги, кажется настолько радикальным, что трудно поверить, что оно вписывается в некую строгую традицию. Хотя по-моему в некоторых аудио записях Махарадж чуть ли не комментирует строки из писаний. Или я ошибаюсь?

    ОтветитьУдалить
  4. Думаю есле есть возможность быть с мастером 12 лет то и гуру-мантра возможно не потребуеться.
    У Рамеша по моему меньше времени ушло,кстате по слухам он индийцам давал гуру-мантру.

    ОтветитьУдалить
  5. pfyffenegg, вот нашел
    http://netinetifilms.com/audio-discourses.shtml
    Дискурс 2. В самом начале он говорит, что "все здесь получили мантру". Я нашел это место у Годмэна. Он говорит, что иногда кто-то просил и получал. причем сам он явно не получал, так как говорит, что мантра длинная, а на самом деле она совсем короткая:)
    Учение Нисаргадатты полностью вписываетс в Традицию. У Ранджита, например, есть высказывания куда более радикальные.

    ОтветитьУдалить
  6. Евгений, привет!
    Рамеш получил гуру-мантру в возрасте 65 лет или что-то около того. индийцы наверное сильно просили, вот он и давал. Для них это очень важно. Нисаргадатта скорее всего намеренно стопорил некоторых, для которых мантра была самоцелью, неким обретением, которое можно "положить в карман". Это понятно. есть люди которые тупо коллекционируют посвящения.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за ссылку на дискурс. По поводу Ранджита нельзя не согласиться.

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте!
    Какие книги Рамакант Махарадж есть на русском в интернете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Пока никаких не переведено. Есть видео с русскими титрами https://m.youtube.com/channel/UCXyMcG7jwN1cfOQHlKqlFdw

      Удалить
  9. Книга Самоотверженный себе: Переговоры с Шри Рамакант Махараджем переведена на русский язык?

    ОтветитьУдалить