понедельник, 5 октября 2009 г.

И снова "I Am Unborn" Нисаргадатты Махараджа

Из главы: «Take it (‘I am’) as Destiny» (Прими это («я есть») как свою судьбу)

22 декабря 1979 года


Махарадж: Это «я есть» заставляет тебя делать шаг в сторону от реальности. Чтобы понять (to realize) не принимай тело за самого себя – ни имени, ни тела. Попробуй просто быть; это и есть твоя подлинная самость. В этот момент, не принимая себя ни за тело, ни за имя, можешь ли ты описать себя? Это тело существует из-за пяти элементов, слова льются и ты говоришь: «мой ум». Эти ум и тело не являются тобой, они существуют благодаря пяти элементам и трем гунам, Пуруше и Пракрити. Все вместе составляют десять, и проявление этих десяти становится причиной твоего существования, знания, что «ты есть», – но ты не есть эти десять. Пять элементов составляют тело, тогда как три гуны делают возможной активность. Когда ты знаешь, что они существуют, а ты отделен от них, тогда ты теряешь тело и ум.
Посетитель: Когда нет ни тела ни ума, являешься всем?
Махарадж: Приятие себя за эту «я естьность» (за индивидуальную сущность) – это несчастье, вот это уходит; ты пронизываешь собой все и не ограничен телом.
Посетитель: Чтобы понять не нужно никакого усилия?
Махарадж: Никакого усилия. Но из-за своих склонностей ты не можешь оставаться без усилия. Где требуется усилие? Ты знаешь, что «ты есть». Ты принимаешь пищу, чтобы поддержать тело и его деятельность. Потом ты узнаешь, что «ты есть» это несчастье, – но пищевой цикл продолжается. Так что бессознательно усилие продолжает совершаться, хотя возможно, ты этого и не желаешь. Это бытие существует из-за пяти элементов, и у тебя нет контроля, хотя ты и потребляешь пищу, «чтобы быть». Бытие приходит спонтанно и уйдет спонтанно, и все же ты его защищаешь, так что оно продолжается. Как это бытие возникло? Оно возникло бессознательно. Ты делал какие-то усилия? Что ты в таком случае собой представляешь? Благодаря пяти элементам ты знаешь, что «ты есть», без них тебя нет. Так чем ты являешься? В данный момент прими, что ты являешься этим бытием, не отделяй его от мира. Ты, бытие и мир суть одно; но ты не есть это тело, ты есть благодаря твоему бытию (саттва) – если оно уходит, уходит и мир.
Посетитель: Этот мир создал я?
Махарадж: Да, бессознательно ты его создал, бессознательно и без усилий он уйдет; одновременно и то и другое – вместе с бытием существует мир. Это бытие как таковое есть Багаван, Бог. Почему ты хочешь прилагать усилие? Почему? Из-за майи, первичной иллюзии. Твоя любовь к самому себе есть майя, отсюда и любая деятельность. Все виды деятельности случаются, потому что ты знаешь, что «ты есть». Это само по себя и есть майя, любовь к себе.
Посетитель: Какова разница между активностью невежественного человека и мудреца?
Махарадж: Любовь к себе – вот мотивация деятельности невежественного человека, тогда как в случае с джняни в отсутствие любви к себе, майи или знания «я есть», мира не существует. Джняни, который знает реальность, видит мир как бесполезную иллюзию, вот и все. Для джняни знание не имеет формы и имени, тогда как невежественный человек смотрит на себя как на реального. Всякая деятельность и любые страдания будут случаться из-за твоего знания. Все страдания идут от любви к себе. Ты любишь себя, и поэтому занимаешься хатха-йогой.
Посетитель: А джняни страдает?
Махарадж: У джняни нет ни имени, ни формы, кому же страдать? Любовь к себе спонтанна; у тебя не может быть над ней контроля, и все-таки ты для нее делаешь все. Как ты пришел в этот мир? Из-за любви к себе. Ты не можешь этого избежать. Ты можешь думать, что являешься тем, кто совершает действие, но ты им не являешься.
Посетитель: На самом деле я не страдаю. Выходит, что я просто думаю, будто страдаю?
Махарадж: Да, ты не страдаешь, а только думаешь так. Пока существует эта изначальная иллюзия, любовь к себе или майя, ты не можешь этого избежать. Боль и удовольствие существуют из-за бытия. Когда его нет, ты их испытываешь? Любое переживание происходит по причине бытия; на что бы оно ни походило, пусть оно так и будет. Оно приходит спонтанно и спонтанно уходит.
Посетитель: Страдание не подконтрольно?
Махарадж: Нет. До тех пор пока ты считаешь себя телом.
Посетитель: Но я ничего не могу с этим поделать.
Махарадж: Когда ты будешь знать, что не являешься телом, ты перестанешь страдать.
Посетитель: Страдать я не буду, но деятельность продолжится?
Махарадж: Деятельность не принадлежит тебе, а принадлежит пяти элементам. Даже проявление «тебя» происходит из-за этого.
Посетитель: Невежество тоже из-за пяти элементов, так что же я могу контролировать? Как мне избавиться от невежества?
Махарадж: Не пытайся от него избавиться, пойми его и оно уйдет. Все происходит спонтанно, как только у тебя появляется сильное желание быть с самим собой. Даже сильное желание понять невежество должно прийти спонтанно. Побуждение прийти сюда тоже было спонтанно, хоть ты и думаешь, что пришел по собственной воле. Спонтанно ты поймешь, что ты есть абсолют, в этом нет сомнения.
Посетитель: Все это является невежеством, и все происходит спонтанно, но для того чтобы понять требуется какое-то усилие?
Махарадж: Сильное желание прийти сюда было спонтанно, оно привело тебя сюда, хотя ты волен думать, что пришел по собственной воле. Так что же здесь происходит? Весь этот разговор внезапно до тебя доходит, и ты говоришь: «Я понял».
Посетитель: Так мне не требуется совершать никакого усилия, чтобы избавиться от невежества?
Махарадж: И тем не менее, у тебя есть это «ты есть». Ты не являешься ничем таким, за что себя принимаешь, ты пронизываешь все.
Посетитель: У меня действительно имеется некая роль, которую нужно сыграть. Что это?
Махарадж: Единственное, будь уверен, что ты сделать ничего не можешь, но природа твоя такова, что хотя у тебя и нет выбора, ты будешь продолжать действовать.
Посетитель: Мудрецы обладают бытием?
Махарадж: Нет.
Посетитель: Коль скоро они не в курсе, что они существуют, что они могут сделать для других?
Махарадж: «Ты» можешь сделать что-то?
Посетитель: Выходит, что бытие и есть мое страдание.
Махарадж: Да. Поклоняйся этому бытию, которое есть не что иное как страдание. Поклоняйся страданию, и его будет все меньше и меньше. Это также поможет тебе избавиться от страдания; это «я есть» само по себе страдание, используй его так, как тебе нравится. Если нравится, можешь считать его прарабдой (судьбой).
Посетитель: У Махараджа есть чувство: я люблю?
Махарадж: Мне оно не нужно. Любовь пронизывает все, весь мир представляет собой экспрессию «я люблю» («я есть»), но кто любит? Это любовь сама по себе. Поскольку нет «я», то нет и «я люблю». Тот, кому все еще присуща личностность, может быть пойман, но я пронизываю все, как можно поймать меня? Та сущность, которая была рождена, должна настаивать на знании, иначе его не получишь. Ты задаешь вопросы, все что я знаю, ты знаешь тоже. С какого момента появляется бытие? Ты обращал на это внимание? Чтобы получить это знание, люди не идут к источнику, откуда оно взяло свое начало. Им следует обратиться назад и посмотреть, как это произошло, пойти к началу, чтобы понять конец.

1 комментарий: