вторник, 15 марта 2022 г.

Джин Данн "В присутствии Нисаргадатты Махараджа 1977 – 1981" (продолжение 10)

 

Книга четвертая – 1980 год (подолжение)


3 декабря, 1980 г., утро


Сначала разговор на маратхи, обо мне и книге. Потом Q&A:

Мулларпаттан: Джин Данн ездила по своим визовым делам, и тамошние служащие спросили у неё, почему она всё продляет свою визу, и она сказала им, что ходит к святому. Они спросили, что предписывает тот святой – Хатха-йогу или что-нибудь подобное, и она ответила: «Вовсе нет. Он меня учит узнать саму себя, выяснить, что есть «я»». Они были весьма потрясены и выразили Джин своё почтение. Они попросили её приходить к ним почаще.

М.: Не только это. «Кто я» – не единственный вопрос. Как случилась такая неприятность? Неприятность в виде знания, бытия. Я был счастлив в своём беспамятном, неосведомлённом состоянии. Вдруг случилось это бытие, и пошли эти невзгоды. Какова причина этого? Вот что нужно выяснить.

Моё состояние таково, что само моё существование, моё бытие, поддерживает всякую деятельность в мире. Я не принимаю прямого участия ни в одном из действий. Сам факт моего присутствия означает протекание всей этой активности. Этот спектакль «я естьности» возник спонтанно. Но за единственную причину выдаётся Пракрити-Пуруша, или родители. Пустая отговорка.

Пытаясь понять самих себя, мы полагаем, что рождены от родителей и умрём. Полностью ошибочное понимание. Это бытие [не «я», а бытие] пришло и уйдёт. Нет вопроса о смерти.

Эта Майя сначала совершенно запутала меня. Мне показали моих родителей и сказали, что я человек. Эта Майя указала мне неверный путь. Всё это заблуждение из-за родителей. Без моего бытия ничего не существует.

Так много людей приходит и уходит. На самом деле проблема, которая с ними случается, в том, что они плавают в глубинах океана бытия.

Моё состояние – это вечное состояние, прежде любого события, прежде любого чувства, так какого чёрта мне приходится нырять в этот океан бытия? Ведь я уже существую прежде этого сознания! То состояние Абсолюта, где отсутствует всякое знание, не есть предмет для понимания. Из него возникло всё проявленное. Почему же то состояние незнания вовлеклось в это состояние знания?


3 декабря, 1980, вечер


М.: Никакое переживание в мире не способно увлечь меня. Сейчас я уже не заинтересован в проведении бесед. Когда приходят новые люди, я прошу их уйти.

Мулларпаттан: Джнянешвар и Шанкарачарья вошли в махасамадхи в весьма молодом возрасте1. Я сказал Махараджу, что тем, кто превзошёл сознание, не стоило бы беспокоиться о нём – что за дело им было до сознания, чтобы таким вот образом погасить его? Пусть оно играет свою роль. Я этого не могу пока понять. Что имеется в виду, когда говорят, что им не нравилось сознание – ведь вопрос про «нравится – не нравится» не должен возникать на той стадии.

Мохан: Всё спонтанно. Он движется к источнику спонтанности. У Будды не было гуру.

Я: И у Раманы Махарши.

Мохан: Мы называем это самоубийством, но в случае джняни никакого делателя нет вообще. Что бы он ни делал, нельзя подвергать это сомнению.

Джозеф: Мы видим это с позиции нашего невежества.

Мохан: Когда станешь тем, поймёшь и это.

Мулларпаттан: Если пребываешь в спонтанности, ты уже джняни. Как Джин и её книга: спонтанность пишет через неё.

М.: Она пришла ко мне так поздно, и вот – она пишет, а у Сапре не получилось. Как вы объясните это? Он старался, но не смог. Сколько у него материала, ценного материала, но он не может что-нибудь из него сделать.

Мулларпаттан: Нельзя винить Сапре. Это спонтанность.

М.: Люди приходят сюда, чтобы что-то получить, и теряют всё. Пищевая эссенция провозглашает: «я есть, я есть» – но конечному принципу более не по душе такие заявления. Они несут в себе только месседж «я есть».

Я: Неприятность «я есть» [mess «I am»].

Мулларпаттан: Вот почему он не любит этот месседж, эту неприятность «я есть».2

М.: Это нарушает мой сон.

Мулларпаттан: Вечное состояние потревожено, есть какой-то разрыв [имеется в виду всплеск бытия «я есть» в тотальности небытия].

М.: Когда ты счастлив? В глубоком сне – в совершенном отсутствии послания «я есть» – в совершенном отсутствии состояния бодрствования. При полном отсутствии этого ты счастлив более всего.

Много потрудившись, торговец сильно устал, но в самый час закрытия кто-то приходит и говорит: «Подождите, я хочу дать вам банковский чек». Торговец отказывается принять его. Ему нужно пойти домой и как следует выспаться. Короче говоря, ему надо забыть самого себя.

(Мне) Ты понимаешь?

Я: Да.

М.: Нет месседжа – нет никаких проблем.

В.: Что значит сахаджа самадхи?

М.: Я всегда в сахаджа самадхи, несмотря на состояние бодрствования – вне зависимости от состояний бодрствования, глубокого сна, неосведомлённости о себе: для меня бодрствование и глубокий сон – одно и то же. Никакой вовлечённости нет вообще. Это игра сознания.

М.: Истинному джняни свойственно одно обязательное качество – трансформировать слушающего в своё собственное состояние.

(Мне) Твоя книга, несомненно, лучше той, что составил Морис Фридман.

Я: Беседы Махараджа теперь намного глубже и мощнее, чем в то время, когда писалась книга «Я есть то».

М.: О да. Но и в напечатанном виде тоже должно получиться очень хорошо.

Я.: Так и будет.

Мулларпаттан: С некоторых пор он очень часто говорит на эту тему: он указывает на вас. (Дальше обсуждение насчёт названия книги.)


М.: Состояние Турии – это Сияющее в Себе Знание. Оно прежде глубоко сна, состояния бодрствования и состояния сновидений.

Мулларпаттан: Джозеф не хочет отпускать концепцию «я есть», но он [Махарадж] говорит, что взорвёт её.

Мы хотим провести эксперимент, у нас есть пробирка, всё готово. Я бы поместил в пробирку кого-нибудь другого. Я туда не хочу. Я хочу остаться невредимым. Махарадж говорит: «Давай, ты сам должен залезть в пробирку». Каждый раз, когда он отлавливает тебя, он говорит: «Кто задаёт вопрос? Ну же, залезай сейчас в эту пробирку. Или стой в строю и не вякай».


М. (обращается к посетителю-индусу): Когда уже ты собираешься отказаться от этого эмоционального состояния, этой страсти?

В.: Я возлагаю это на волю Махараджа.

М: Ну тогда ты должен впитывать то, что я говорю тебе, не так ли? Я же говорю тебе – будь близок к этому сознанию «ты есть».

В.: Но когда возникают препятствия, их может устранить только присутствие святого, не аргументы. Это единственный путь.

М.: Ты сам должен превзойти те препятствия.

В.: Я очень стараюсь.

М.: Но ты должен иметь смелость задавать вопросы, разве ты так не считаешь? Ты же одержим этим настроением, ты уловлен этой страстью поклонения.

В.: Моя концепция, что истинная бхакти вырастает только там, где есть джняна.

М: И всё же распознай и пойми концепцию, что ты есть – «я есть».

В.: Есть одно учение, в нём говорится… (далее долгий разговор на маратхи). Махарадж держался за слова своего Гуру.

М.: И то были слова: «Я есть та Чайтанья Брахман».

В.: (Говорят почти всё время на хинди и маратхи.) Я чувствую очень сильный протест из-за слов, что только аджняни (невежественные) практикуют баджаны.

М.: Не используй это слово – «аджняни».

В.: Но оно используется тут.

М.: Просто игнорируй его.

В.: Как я могу игнорировать, если оно звучит тут каждый вечер.

М.: Будет сказано ещё много чего. Что тебе до этого?

В.: Моя концепция в том, что пение баджанов является мощной практикой.

М.: Баджаны не только в этом, но и в таких вещах, как приём пищи и питья, мочеиспускание и дефекация … это тоже баджаны.

В.: Это несколько более высокий уровень – верно… – верно…

М.: Я говорю тебе только с самого высшего уровня.

В.: (снова на маратхи).

М.: Когда? Когда ты осознаешь, что не являешься этим телом-умом. До этого рождения и получения этой формы было ли то состояние знающим или невежественным?

В.: Ни тем, ни другим.

М.: Ты прошел через этот процесс, ведь так? То состояние?

В.: Да.

М. Ты был в том состоянии прежде матки, рождения и тела. С рождением началось знание-невежество. Когда ты осознал, что ты есть? Иди к тому состоянию. (Вновь дискуссия насчёт баджанов.) Я в моём нынешнем состоянии благодаря словам моего гуру. Я никогда не отклонялся от слов моего гуру, «ты есть динамический, имманентный, проявленный Брахман-принцип». Вот фундамент, а пение баджанов идёт к тому вдобавок.

Сколько всего люди говорили обо мне… «он сын пастуха, он сын того-то…». Но я не принимал ничего из этого. Я принимал только то, что являюсь тем динамическим, имманентным Брахманом - принципом «я есть». Слова моего гуру. Ты тоже должен быть хорошим учеником с безусловной верою в слова Сатгуру. Я ученик моего великого Сатгуру, и я принимал его слова. Люди говорили, что я из касты шудр, из рода таких-то. Я не принимал все эти комплименты.

В.: Многие из тех, кто служит Махараджу и остаётся с ним на протяжении многих лет, глубоко расстроены тем, что некоторые люди считают пение баджанов практикой для невежественных. Ученики Махараджа страдают от этого...

М.: Тебя это не касается.

В.: Я сейчас про это сказал и больше к этому не вернусь.

М.: Какими бы концепциями ты сейчас ни развлекался, откажись от них или откажись от меня.

В.: Я не могу отказаться от вас.

М.: Будет ли какой-то прок, если ты будешь задавать вопросы?

В.: Будем надеяться.

М.: Или почитай меня, или почитай свои концепции.

В.: Я бы не пришёл сюда, если бы хотел почитать свои концепции.

М.: Ты почитаешь свои концепции.

В.: Это единственное моё прибежище, если М. пожелает, чтобы я… то это может случиться.


1 Традиция Sajiva samadhi («живого» самадхи), существовавшая в средневековой Индии, когда святой входил живым в усыпальницу и его замуровывали там.

2 В беседе получилась игра слов: mess (разг., сокр.) - месседж (message), и в то же время mess – английское слово со значением «неприятность».

Продложение следует

 



понедельник, 28 февраля 2022 г.

"Удаленный урок" от Нисаргадатты Махараджа


Думаете, если Мастер ушел из мира, он уже не сможет дать вам урок? Это не так. И «удаленка» возникла задолго до пандемии ковида.

Эта встреча случилась в Анандашраме (Керала) в 2011 году. Год назад я уже получил инициацию от Рамаканта Махараджа, мне очень нравилось его учение, но в сознании еще не произошло переворота, благодаря которому я потерял какой-либо интерес к любой другой духовности, помимо нашей сампрадайи, какой бы авторитетной и высокой та духовность ни казалась. (Это переключение произошло примерно год спустя после описываемой встречи).

Итак, я приехал в Анандашрам, потому что тогда живо интересовался наследием Папы Рамдаса, который имел общение с Раманой Махарши и дал саньясу Морису Фридману. Практически сразу я узнал, что в ашраме в то время жила пожилая женщина из Испании, которая когда-то была ученицей Нисаргадатты Махараджа. Естественно, я попытался по возможности расспросить ее о времени, проведенном с ним.

 


 (Анандашрам, Керала, 2011)

 

Сейчас уже не могу точно вспомнить, как ее звали, кажется Розмария… в общем, что-то созвучное розам. Лет ей на вид уже было под восемьдесят. Каждый год она зарекалась, что это ее последняя поездка в Индию… но на следующий год приезжала снова. С Нисаргадаттой Махараджем она когда-то провела год в Бомбее, была им инициирована, и говорила мне, что считает его единственным настоящим Гуру, что с тех пор изъездила вдоль и поперек всю Индию, но никого подобного ему так и не встретила. Я спросил, почему же тогда она провела с Махараджем только год, а не больше. На что она ответила, что… от него сбежала. И рассказала, как это было.

Однажды утром она шла на встречу с Махараджем, и на ее глазах грузовик сбил насмерть ребенка лет семи. Это произошло прямо рядом с ней, так что ей пришлось увидеть все жуткие подробности случившейся трагедии. Потрясенная она примчалась к Махараджу, рассказала о том, что произошло и спросила: «Вы говорите, что весь видимый мир – это иллюзия. То что я видела, это что, тоже иллюзия?!» Нисаргадатта Махарадж ответил: «Да. Это тоже иллюзия».

И та встреча стала последней. Для нее было слишком. Розмария не смогла принять того, что жуткая трагедия, случившаяся у нее на глазах – это не реально.

Когда она мне это рассказывала, я, разумеется, примерил ситуацию на себя... и содрогнулся.

Знание Махараджа непросто принять полностью и без компромиссов. И этого не следует делать умом, но лишь ждать, пока изнутри сам собой придет тот или иной ответ, который или позволит с чистой совестью остаться с Махараджем или честно сбежать, как это сделала Розмария.


четверг, 24 февраля 2022 г.

Джин Данн "В присутствии Нисаргадатты Махараджа 1977 – 1981" (продолжение 9)

 

Книга четвертая – 1980 год (подолжение)

 

10 сентября, утро


В.: Кто создал Самость?

М. (переводит Сапре): То, чем бы оно ни было, видит сон. Нет никакой причины, почему снится этот сон, он просто приходит спонтанно.

Я знаю природу этого имперсонального, невербального сознания. Всякий приходящий ко мне совершенно неотличен от меня, и я это знаю. Если же имеешь желание удержать своё сознание при помощи тела и считаешь его чем-то отличным, уникальным, то тогда не можешь быть единым c чем-то ещё.

(Обращается к Г.): За чем бы ты ни пришёл сюда, этого ты не получишь. Ты получишь то, что ты есть, чем бы оно ни было.

Какие бы переживания я ни получал, все они приходят ко мне естественно. Мне не надо как-то достигать их, они просто случаются: и что бы я ни узнавал, знание тоже лишь лежит внутри переживания. Я это понимаю. Нет в нём ничего «моего», потому как чувство «я» уже ушло.

В этом переживании видится, что сюда приехало так много людей из Америки, и я разговариваю с вами.

Г.: Существует ли некая предварительная подготовка для самого инструмента?

М.: 10 000 способами. ОК, забирай этот ответ и иди домой. Лучше всего тебе сейчас уйти. Это редкое, особенное знание, и тебе оно бесполезно, вот и иди; было б иначе, знай ты свою идентичность, ничего делать не нужно.

Ф.: Это счастливое состояние?

М.: Счастью или несчастью нет места в том состоянии. Ты не тело.

Г.: А что насчёт всяких предписаний и запретов, о которых приходится слышать и читать на духовном пути?

М.: Они для индивидуума, который глубоко увяз в теле-уме. Такой мыслит о себе как о личности, так что ему это годится; но тот, кто переживает только Самость, перестал быть личностью, и к нему, к этому принципу, те правила неприменимы. Заслуги и грехи коснутся лишь того, кто обусловлен зависимостью от тела-ума. Того, кто превзошёл тело-ум, создававшиеся для индивидуума правила и предписания не касаются никоим образом.


23 сентября, 1980


Из-за фестиваля Ганапати я выехала рано, на такси, но всё равно доехать получилось только до моста, дальше шла до Махараджа пешком. Кроме него и мистера Парлека никого больше не было. И я, попросив м-ра П. переводить, сказала Махараджу, что, хотя он часто говорит, что его никто не понимает, я хочу, чтобы он знал – я действительно понимаю его, полностью, и я очень благодарна ему и очень его люблю. И что теперь я прихожу к нему не ради получения знания, но чтобы просто быть в его присутствии.

Я так рада, что, наконец, сказала ему это. Он сидел, подавшись вперёд, внимательно слушал и кивал головой, всё время очень ласково и довольно улыбаясь.

Затем был разговор с м-ром П. Он стал спрашивать меня про книги, я рассказала. Он хотел знать, был ли Махарадж ознакомлен с текстом рукописи. Нет, сказала я, но переводчики прочли её. Он ответил: «Да, но книга «Я есть То» была прочитана ему перед публикацией, и было бы неплохо прочесть ему и эту книгу и получить его благословения. Я сказала: «Она получила его благословение. Спросите у него». Он спросил Махараджа, и Махарадж ответил: «Да, она получила моё благословление». 


18 Ноября, 1980


Долгое время я пыталась стать единым с Махараджем, но только этим утром в медитации я осознала, что мы одно, подобно пространству, свободному и безграничному. До этого я всё пыталась соединить, слить эту форму «Джин» в одно целое с той другой формой, «Махараджем».

Махарадж (мне): Какой бы проект ты ни начала, выполни его как можно лучше, сделав всё, что в твоих силах. Неважно, обернётся он успехом или неудачей. Заверши начатое, сделав всё, что можешь.

Смотри не болтай о своих экспириенсах с раскрытием Сознания, оставь это самой себе. Держи рот на замке. Стабилизируйся в Сознании. Стабилизируй Сознание. Самость должна быть полна решимости сделать это. Решение за тобой.


В.: Есть ли что-то, что можно считать священным?

М.: Да. То, что остаётся не запятнанным переживаниями объективного мира – священно.


2 декабря, утро


Махарадж сказал, что я и Джозеф продолжим его дело.


В.: У меня нет никакой духовной подготовки, я только прочёл книгу Махараджа. Как мне начать?

М.: Когда ты что-то видишь, ты этим не являешься. Ты видишь это тело, значит, ты им вовсе не являешься. Ты видишь ум, этот поток мыслей, – значит, ты им вовсе не являешься. Подобным образом устранись от всего, чем не являешься и просто будь тем, что ты есть. Как я понимаю себя, я есть ничто, ты же – со своей точки зрения – можешь наблюдать или видеть меня, когда ни пожелаешь.

 

В.: Прямо здесь и сейчас, вот вижу – он спускается вниз.

Мулларпаттан: Но вы сейчас про его тело говорите. Он же видим нам повсюду. Это называется проявленным состоянием Брахмана, проявленный и динамический Брахман. Так что как Брахман он пребывает всюду. Если вы не личность, тогда вы едины с Брахманом. Махарадж превзошёл состояние Брахмана и поэтому неотождествим ни с чем. Он прежде знания и незнания, Абсолют. Но как Брахман он доступен нам везде.

М.: Это удивительный, поразительный факт, что ты встречаешься со мной, а я с тобой. Мои беседы – обо мне, и в то же время они о тебе. Поэтому ты должен быть очень вовлечён в то, что я говорю. Та «я естьность» представляет собой принцип, выразивший себя в солнце и луне, звездах, космосе. Это то, что я осознал. Эта «я естьность» заняла весь космос, и внутри тебя ещё остался нерастраченный потенциал в качестве «я есть».


Мой подход был совершенно иным:

Рождается ребёнок. В надлежащее время он становится царем. Как это случилось? Что-то уже есть там, внутри того младенца, и оно спонтанным образом развилось, превратилось в царя. Спонтанно создались благоприятные условия, и он стал царем.

А Будда, этот младенец должен был быть царём. Настоящий царевич, и вот он отказывается от всего и становится Буддой. Почему должно было произойти так? Различение, отказ – но почему это должно было случиться там, тогда? Судьба…

Я исследовал этот принцип – как же происходят такие вещи? Никакого объяснения им просто нет. Я появился здесь без собственного ведома. Моё рождение произошло спонтанно.

Мулларпаттан: Я сказал Махараджу: «Вам повезло, потому что вы отложили в сторону все наши писания и начали исследование. Мы же охотно удовольствовались нашими писаниями». Махарадж ответил: «Из-за твоей прошлой кармы, твоей судьбы, твоей прарабдхи – вот из-за чего ты родился на этот свет. Это бред. Ты принял это на веру, так что не возникло даже вопроса о том, чтобы исследовать. Вот в чём разница.

Мулларпаттан: Эту часть я не понял.

Я: Можете ему это сказать?

Мулларпаттан: Если я переспрошу его, он разволнуется. Придётся нам оставить это.


2 декабря, вечер


М. (мне, насчёт книги): Всё, что ты делаешь, очень хорошо.  Самое то! Ты превосходишь Фридмана, ты способна говорить на более высоком уровне, спонтанно. Это делается не тобой [не индивидом].
Некоторые люди, прочитав книгу, скажут: «Действительно ли был такой человек, который мог так говорить?»  Мы должны сделать фильм… тогда ты сможешь сказать: «Если не верите, посмотрите – вот он».
Мохан: Это значит, что Махарадж говорит вам быть тем, что остается вечно, что – в той или иной форме – будет постоянно доступным . И этот фильм, в будущем он тоже должен стать доступным.
М.: Уже отправили в печать… книгу?
Я: Да.
Джозеф: По поводу фильма…   
М.: ОК. Если мы устроим это частным порядком, ты займёшься этим лично.(1) Если же пойдёшь согласовывать это с кем-то (с Кендрой), поднимется крик, мы не оберёмся проблем.

 (1)«Moments with Sri Nisargadatta Maharaj», документальный фильм Джозефа Новелерта (бельгийского преданного Нисаргадатты Махараджа) доступен в сети https://www.youtube.com/watch?v=gBbItoWug3Q

 

Продложение следует

 



 


 

понедельник, 14 февраля 2022 г.

Джин Данн "В присутствии Нисаргадатты Махараджа 1977 – 1981" (продолжение 8)

 

 Книга четвертая – 1980 год (начало)

 

30 марта, 1980


Махарадж крепко меня обнял и потрепал по голове – это было сегодня ранним утром, около 7.30, когда он поднялся наверх, а я сидела там одна и медитировала. Он жестом показал, что мне надо пересесть в другое место, а затем – раскрыл руки и обнял меня. Следующие полтора часа прошли во всепоглощающем блаженстве бытия.


31 марта, день Гурупурнимы


Пошла к Махараджу рано утром. Он сидел в ванной, и его невестка Майя отвела меня к нему и налила мне в руку мыла, и я мыла и тёрла его голову и спину, и ополаскивала его тело, и обнимала его, а потом поливала воду на его стопы и тут же пила её, ловя в свою ладонь. Затем поднялась наверх, и когда Он пришёл, мы совершили пуджу ему. В 9.30 пошли на Гуру-самадхи.


1 апреля


Разговор зашёл о моей работе над рукописью, и Г. стал спрашивать что-то вроде «кто предоставил ей право писать…», и Махарадж сказал: «её собственное бытие». Тогда Г. захотел знать, может ли и он заниматься этим.

М.: Из-за своей связи со мной она способна писать так. Ты смог бы так же? ещё лучше?

Г.: Я не хочу лучше.

М.: Какою силою ты бы делал это?

Г.: Крошечным «я есть».

М.: Она может так писать из собственного опыта, проведя здесь месяц – на сатсанге. А из чего исходил бы ты, из какой точки зрения ты бы писал? 

Я счастлив, что побывавшие здесь люди получают освобождение через мои каждодневные беседы. Я рад, что они не отбросили мои слова, но запомнили и обдумали их. Cказанное пустило корни.


В.: Говорят, чтобы найти Себя, нужно оставаться в тишине, но Махарадж говорит нам, что это необязательно, что познать Себя можно даже здесь, в шуме Бомбея. Как это возможно?

М.: Раньше я думал, что был создан, но я слушал своего Гуру, и в итоге пришёл к выводу – было создано, или возникло, это чувство «быть», но не я, Абсолют. Это чувство бытия явилось результатом взаимодействия пяти элементов.

Когда я думал, что я сотворён, у меня были все те травмирующие страхи, связанные с предстоящей смертью, перерождениями и т.д., но теперь я знаю, я – не творение. Это бытие появилось без всякой причины. Оно возникло спонтанно как результат пяти элементов. Этот опыт сотворения бытия является временным переживанием, моим временным творением.

В.: Но, в отличие от него, это «я» – оно является Абсолютом?

М.: Когда я говорю «моё творение», я лишь даю тебе указатели на Абсолют. Наблюдатель нетварен.


2 Апреля


М.: Я не занимаюсь предъявлением доказательств. Я просто говорю тебе, что даже самое ничтожное существо в аду, равно как и высшее из божеств на небесах не обходится без моего сознания и действует только потому, что есть я. Я – не тело, не бытие, являющееся экстрактом тела и пищи. Сознание, силою которого совершаются действия всего и вся, исходит из меня. Я не цитирую авторитетные источники, за исключением одного – самого себя.

Несмотря на то, что ты слушаешь мои беседы, ты всё продолжаешь барахтаться в этом бытии. Неужели над тобой [давлеет] какая-то власть, даже для того, чтобы сказать «я есть»?

Как только я не говорю: то так, то эдак, и прямо, и заходя со всех сторон; один человек послушал мои речи и в итоге был совершенно разочарован и подавлен. Он ушёл домой. Но на следующий день он вернулся со своими доводами, навязывая мне полемику. Я сказал ему: «О да, вы говорите очень глубокие вещи. Встреться мы чуть раньше, я бы выбрал вас своим гуру». Вот тогда он был очень счастлив и удовлетворен.


В.: Вчера Махарадж говорил о бытии и экстракте пищи. Без пищи нет бытия, однако я думал (представлял себе), что бытие и сознание – это то, что есть всегда и является Абсолютом, соответственно, это не то же, что пища или что-то материальное.

М.: Всё суть это сознание, но это сознание не осознаётся, не чувствуется, если нет тела. Знание бытия не возникает, если нет формы, а форма не может поддерживать себя, если нет пищи.

В.: Получается, сознание зависит от формы?

М.: Сознание присутствует всюду, однако знание того сознания зависит от формы.

В.: Чистое сознание без формы невозможно?

М.: Сознание присутствует, нет знания о нём. Кому знать?

В.: Вчера вы сказали держаться знания «я есть», и как бы получается, это подразумевает удерживание материальной формы.

М.: Речь не о том, чтобы удерживать сознание. Оно есть, ты не можешь куда-то деться от него.

В.: На что мне тогда надо медитировать – на «я знаю, что я есть» или на «я есть»?

М.: Оставайся тихим в сознании. Тот, кто постигает само качество бытия, выходит за его пределы и уже более не затронут ни рождением, ни смертью. Сознание познает себя посредством тела.

В.: Если тела нет, что остаётся?

М.: Состояние Абсолюта. Незыблемое состояние Абсолюта, из которого образуются и обретают форму пять элементов. Где движение «заморожено», но имеется потенциал, это состояние Парабрахмана; отсутствие всякого движения. Когда из него начинается движение – это Сагуна Брахман… проявление. Всё развитие 5 элементов ветвится из него! 

В.: Но никакой осведомленности об этом нет?

М.: Абсолют не знает себя. Без тела – экстракта пищи –

сознание не знает себя. Никто не знает себя без «пищевого» тела.

В.: Ну вот, скажем, Махарадж пребывает в состоянии Абсолюта. Выходит, он себя не сознаёт?

М.: Я знаю то состояние, раз и навсегда.

В.: Но вы говорили, что оно себя не знает.

М.: Если есть лишь одно то состояние, оно не будет сознавать себя. Но когда есть это тело и бытие, через них происходит осознание.

В.: А когда тело исчезает, то?

М.: Никакого осознания.

В.: Значит, если Махарадж умер, он более не знает состояния Абсолюта?

М.: Вся эта игра происходит в царстве 5 элементов. Смерть означает что? Это тело и бытие растворятся в 5 элементах.

В.: Лучше быть живым, ведь тогда ты осознаёшь. А когда ты мёртв, то нет. Из-за этого, когда умираешь, присутствует чувство потери, упущения чего-то.

М.: У Абсолюта имеется средство, чтобы выражать себя – это 5-элементное бытие и ещё тело; если оно отсутствует, он себя не знает. Но бытие состоит из 5 элементов; Абсолют не имеет с ним ничего общего, его посредством он самовыражается, и только. Когда экстракт пищи/бытие уходит, процесс осознавания прекращается, и остаётся Абсолют. Когда имеется бытие, только тогда он может выражать себя.

В своих земных, мирских делах, ты ищешь прибежища в духовности, чтобы в итоге понять, как нереально всё это. Как только ты понимаешь, что именно является объектом духовности, ты также понимаешь, что духовность тоже нереальна, и в том процессе расстаёшься со всем этим миром. Мир ушёл. То, что остаётся, не знает себя, чем бы оно ни было. 

Я говорю тебе простым, ясным языком: Вот пища на тарелке. «Я естьность» присутствует в ней в дремлющем состоянии . Она уже в этой пище, но только попадая в тело она проявляет себя самым максимальным образом. Так что, разве она умирает, когда «пищевому» телу приходит конец? Ты, к сожалению, всё пытаешься отождествить себя с этим продуктом пищи, отсюда и проблемы.

В.: Махараж сказал, что духовность нереальна?

М.: Для того, чтобы понять, что такое эта мирская жизнь, тебе надо воспользоваться помощью духовности. Как только посредством духовности ты это понимаешь – всё, ничего большего от неё не жди. Цель духовности – понять, что такое это бытие, и «забраковать» его. Но тебе не станут объяснять этот базовый принцип так просто и нормально. «Они» постараются вовлечь тебя в свои концепции. Если поймёшь, что я говорю, то обретёшь освобождение.

Главный момент, который ты должен понять, состоит в том, что никакой индивидуальной личности не существует. Эта форма и бытие появляются из экстракта 5 элементов. Забудь о Махарадже – никакой разницы нет.

М.: Возьмём пример: развитие плода в матке. Кто-то разве велит плоду растить свои кости, создавать себе костный мозг и кровь? Родившись, ребёнок начинает сосать молоко – кто говорит ему, чтоб он так делал? Всё исходит из той крошечной частицы сознания, пребывавшей в скрытой форме. С момента зачатия та частица сознания стала расти и развиваться, действовать через гуны. Она будет действовать так в любом теле, всё равно в каком: это «химия» .

Именно это химическое сознание работает во всяком событии, переживании или мирском знании. Оно всегда тут, всё происходит из этого сознания.

В.: Если перерождения нет, как смог Моцарт сочинить симфонию в четыре года?

М.: Этому химическому бытию присуще качество всеведения, оно уже есть там, но в какой форме оно себя проявит – то уже другой вопрос. Во сне твоё химическое сознание проявляет себя миром сна. Будешь ссылаться на предыдущее рождение как на причину того сна? Сознание почувствовало: «я проснулось» и создало мир сна, и очень древний. Ты видишь какие-то монументы, им тысячи лет, но весь тот сон сформировался только в то мгновение. Как такое возможно? – все качества для создания того сна уже заложены в этом химическом потенциале.


Теперь, когда у тебя есть понимание, что ты не являешься телом-умом, можешь жить обычной жизнью, как и раньше. Можешь делать всё, что хочешь.

И знай для себя, проживет ли это тело тысячу лет или же исчезнет прямо сейчас, тебя это не касается.

 

 

Продолжение следует

 


воскресенье, 6 февраля 2022 г.

О поклонении (вспоминая Рамаканта Махараджа)

 

 (фотография сделана в доме Рамаканта Махараджа, Насик, январь 2012)

 

В первые годы моих поездок к Рамаканту Махараджу иностранцев там практически не было. В 2012 году были всю зиму мы с Чхоту, периодически приезжал кто-то еще, но долго не задерживался. И во время наших паломнических поездок Махарадж старался постоянно держать нас с Чхоту подле себя, справедливо опасаясь, как бы мы не попали в какую-нибудь историю, по причине своего незнания местных обычаев .

Меня такое положение вещей очень даже устраивало, так как, начиная с декабря 2011 года, моей единственной целью визитов в Индию стал интерес к Знанию Махараджа и сампрадайи, и я старался использовать с пользой каждую драгоценную секунду.

Иногда где-то в отдаленных деревнях после программ Махарадж садился отдохнуть на какой-нибудь стул в холле, а меня усаживал рядом. Частенько кто-то из местных жителей подходил к нему поклониться. И все бы ничего, но после поклонов Махараджу они перемещались ко мне и пытались коснуться моих стоп, видимо думая, что я тоже какой-то духовный лидер, поскольку сижу рядом с Махараджем. Было жутко неудобно, когда совершенно незнакомые люди совершенно незаслуженно касались твоих стоп! Я пытался отплатить им тем же, но поскольку сидел я наверху, а они находились внизу, сделать это было практически невозможно. Махарадж наблюдал все это совершенно невозмутимо.

В конце концов, мне пришлось пожаловаться на неуместность и несправедливость ситуации и сказать, что я совсем не хочу принимать эти незаслуженные почести. В ответ Махарадж произнес одну из тех фраз которые раз за разом взрывали мое сознание и никогда больше не позволяли мне вернуться к прежним мыслительным стереотипам. Конечно, так работала не сама фраза, а Знание, которое за ней стояло. А фраза была такая: "ИМ НУЖЕН КТО-ТО, КОМУ ОНИ МОГЛИ БЫ ОТДАТЬ СВОЕ ЭГО".

понедельник, 24 января 2022 г.

Джин Данн "В присутствии Нисаргадатты Махараджа 1977 – 1981" (продолжение 7)


 

 

Книга третья – 1979 год (окончание)

 

10 января

 

Махарадж, разве всё это не дивно – это тело и вообще все видимые вещи, сотворенные умом?

Ты пребываешь в глубоком сне, просыпаешься и через долю секунды создаёшь этот огромный проявленный мир.

Майя сотворила Веды, чтобы попытаться открыть нам глаза на наше невежество.

Я: Какова разница между Абсолютом, космическим сознанием и умом?

М.: Абсолют, космическое сознание, ум суть одно и то же, но разные состояния [одного и того же]. Мир реален, если видится как Брахман, и нереален, если видится отдельно.

Есть Осознание, потом возникает Сознание и Проявление. Чтобы поддержать Сознание, мы делаем пуджу Богу. Все действия – пуджа этому Сознанию. И четверо твоих детей являются пуджей твоему бытию.

Я: Из-за чего возникает это сознание?

М.: Это как короткое замыкание. Возникающая при коротком замыкании искра становится бытием. Она есть всё вселенское сознание. Но искра не знает, что она является вселенским сознанием.

Из-за своего бытия мне приходится жить и подлаживаться под других. Я не желаю своего бытия. Бог есть – потому что я есть. Эта точка слияния танцующего (движущегося) с неподвижным, она сообщает мне о моём рождении.

Людям не нравится такое слушать, подобные речи не для массового слушателя. (Обращается ко мне.) Ты любишь слушать такие разговоры?

Я: Да.

М.: Достаточно верить одному слову гуру, и у тебя будет реализация. (Спрашивает меня.) Ты это понимаешь?

Я: Да.

М.: Если ты призовёшь имя Гуру, Бог поспешит тебе на помощь. Если веришь словам Гуру, тебе нет нужды медитировать.

(Снова мне.) Слово Джняни очень могущественно: единственное его слово способно вызвать смерть. Если ты поверишь хотя бы одному слову Гуру, ты познаешь Себя. Понимаешь?

Я: Да.

М.: Можешь ли ты воспользоваться этим знанием?

Я: Нет.

М.: Когда тело Джняни умирает, оно растворяется в пяти элементах. [Но] Если ученик позовёт Джняни, его форма возникнет перед ним. Его тело всегда присутствует в пяти элементах, хоть и не как целое.

В.: А что насчёт тонкого тела и перерождения?

М.: Разберись с этим, нынешним рождением. Тело валится, дыхание сливается с воздухом, бытие уходит в небытие – у тебя ведь не было переживания всех этих вещей. Ты не помнишь, как родился, тебе только сообщили об этом. Смерть – разве ты помнишь, как умирал? Перерождение – ты повторяешь это за традиционными учениями, писаниями и т.д. Кто есть ты? Иди назад к источнику. Узнай, что является причиной этого рождения. Исследуй.

Если имеешь убеждённость, что ты – бытие, «я есть», нужно принимать и страдания. Христос говорил Истину и принял смерть на кресте – и люди по сей день осеняют себя крестным знамением.

Всё является экстрактом пищи – Джняни, искатель, всё проявленное. Как долго ещё ты будешь ублажать это тело?

Я не могу быть телом, которое состоит из экстракта пищи, которое умирает. Я не могу быть жизненным дыханием, которое есть воздух. Я не могу быть умом (не являющимся сущностью), состоящим из вечно сменяющихся мыслей.

Абсолют не знает, что он есть. (Это трудно принять, потому что мы хотим быть кем-то или чем-то.)

Исследуй, рождался ты на самом деле или нет.

 

17 ноября

 

Махарадж согласен, чтобы гонорар с продажи книги поступал ему, он же сам будет передавать в Кендру, сколько посчитает нужным. И возможно, издателем будет НЕ Дикшит – он говорит, что Дикшит перечислит вознаграждение в Кендру и внесёт изменения в рукопись.1

Через пару дней он сказал, чтоб я сама, по своему усмотрению решала насчёт выбора издателя, но если это будет Дикшит, надо чётко обозначить, что авторское вознаграждение выплачивается Махараджу и никакие изменения в рукописи недопустимы.

Дикшит очень заинтересован в публикации, но сегодня после обеда к Махараджу заявились двое из Кендры и сказали мне, что я не могу выпустить книгу без их одобрения. Они закатили порядочную сцену.

М. (мне): Что бы ты ни захотела написать там, что бы ты ни пожелала сделать по-своему – всё это делай. Продолжай свою работу.

О моей семье не беспокойся. Делай всё, как хочешь сама, по своему усмотрению, и свершится большое дело. Не от того, что некая сущность совершает действия с намерением сделать что-то. (Это Сознание.)

Всё, что согласуется с твоею волей, что понимаешь и принимаешь – делай это.

Продолжай заниматься записями. Либо ничего не выйдет, либо это будет бомба! Те беседы, что ты выбираешь для книги и переносишь на бумагу – никому не позволяй менять в них что-либо.

Я: Никто не тронет их, никто!

М.: Это будет полный провал или же в высшей степени мощная вещь. Что мне до того, когда я – никто.

Кто-то приходит и уходит – всё всегда случается во благо для Вселенной. 

 

 18 ноября

 

Рассказал историю про человека, который был в пути, и ему стало нужно облегчиться. Тот человек остановился у большого валуна, среди цветов и зелени, близ бегущего ручья, и в этом месте справил большую и малую нужду. После этого он подмылся, а свои фекалии забросал травой, но поскольку они всё ещё виднелись, он нарвал цветов и ещё больше травы, накидал их сверху и ушёл. Мимо проходили люди и увидели кучу из цветов. «О, должно быть, это святое место!» – сказали они и принялись совершать ритуалы поклонения. Место стало крупным объектом поклонения.

Пространство есть единая, сплошная масса сознания. Индивидуумы сравнимы с дырками в этом сознании.


Продложение следует

 

1Речь идёт о подготовке книг с беседами Шри Нисаргадатты Махараджа под редакцией Джин Данн. Первая книга – Seeds of Consciousness («Семена сознания») – вышла в 1982 г. в изд-ве Grove Press, New York, и содержит беседы Махараджа в период с июля 1979 г. по апрель 1980 г. Следом вышли книги Prior to Consciousness («Прежде Сознания», апрель 1980 г. – июль 1981г.) и Consciousness and the Absolute («Сознание и Абсолют», избранные беседы 1980-81 гг.).



 

 

пятница, 7 января 2022 г.

Онлайн даршан из ашрама Гурудева Ранаде

Рекомендую онлайн даршан в реальном времени из матха Гурудева Ранаде (Нимбал). Насколько я знаю, это пока единственный матх Инчагери сампрадайи, реализовавший подобный сервис.

Можно онлайн поучаствовать в баджанах. Расписание смотрите на том же сайте в разделе Nimbal Ashram -> Daily Spiritual Зrogram. Индийское время отличается от московского на 2.5 часа.

Баджаны немного отличаются от тех, что поют а Ранджиташраме, но тоже несомненно являются очень полезной практикой.

И кстати, именно Гурудео Ранаде подобрал баджаны по поручению Бхаусахеба Махараджа. В дальнейшем были добавлены новые, а те что поют в Нимбале, с большой долей вероятности, ближе всего к изначальному варианту.