среда, 22 февраля 2023 г.

КРОПОТКИН И БУДДА. САХАДЖ СВАДХАРМА.

 

– Петр Алексеевич, вы себя с Буддой никогда не сравнивали? Он родился принцем, оставил дворец – и дал миру дхарму. Вы родились принцем, оставили дворец – и дали миру сахадж свадхарму...
– Хм… Говорите, не любите всю эту метафизику? Я тоже стараюсь вести здоровый образ жизни и закалять мозги, чтобы не схлопотать метафизический насморк. Но все-таки сравнение невольно напрашивается. Про сахадж свадхарму сейчас объясню. Там все звучит вполне научно и убедительно.


 

в публикации использованы фотография "Будда", Unsplash, Amit Kumar и протрет П. А. Кропоткина работы художника Н. Верхотурова*

 

Про буддийскую дхарму всем, надеюсь, все понятно. А кому не понятно, информацию найти не сложно. В двух словах, это истина и одновременно путь, а также путь и одновременно истина. То есть, говоря еще проще, поведенческая этика. Так почему же мировоззрение Кропоткина можно назвать сахадж свадхармой?
Во первых «сва». Сва – это русское «свой» или английское «self». То есть нечто мое собственное, родное, присущее именно мне. То что, в случае этики или дхармы, Р. Балсекар называл «A personal religion of your own». Та этика, которую я вижу, заглядывая в самого себя, а не то что мне навязывается через насильственную интеграцию моего «я» в некое изначально мне чуждое «мы». Свободная внутрення этика, тот стереотип поведения, который рождается из внутренних нейромедиаторных настроек, задаваемых моему мозгу эволюцией.
В принципе, это поведение может быть любым. Но здесь важна динамика его изменения в масштабах развития всего вида сапиенс. Как мы уже много раз отмечали, Кропоткин настаивает на приоритете горизонтальных взаимодействий над вертикальными. И глядя на историческое развитие, нельзя не заметить, что эта тенденция преобладает. А развивается она через внутренний взгляд, свободное наблюдение личности над самой собой, самоисследование. Статистически постепенно увеличивается число людей, осознающих свое желание развивать горизонтальные связи, а не встраиваться в вертикаль с целью до самой смерти тупо карабкаться наверх, при этом позволяя кому-то чужому стоять у себя на голове и утешая себя мыслью, что сам попираешь чью-то. А увеличивается оно за счет естественного отбора, дающего преимущество интеллекту над физической силой и свободному творчеству над принудительным трудом. Если пятьсот или даже сто лет назад с помощью страха и насилия достаточно было выстроить мощную вертикаль, чтобы утвердиться на определенной территории и постепенно расширять ареал, теперь такой стереотип поведения уже не проходит. Коллективные усилия добровольно объединенных сил создают больший творческий потенциал, который в эпоху бурного информационно-технического прогресса является решающим фактором.
Теперь «сахадж». Сахадж – легкая, спонтанная и естественная. Конечно же, свадхарма Кропоткина именно такова. Ведь она рождена не из искусственных указаний, что ты должен, исходя из каких-то метафизических установок, придерживаться определенного поведения, а из самой твоей природы! Эволюция довела тебя до петли просветления, и твой мозг сам спонтанно, легко и естественно контролирует собственные настройки. Пригласи Кропоткина в сердце, и он взорвет твой мозг. Взорвет в хорошем смысле, т. е. перенастроит его так, что приоритет горизонтальных отношений станет твоей собственной внутренней религией, сахадж свадхармой. И все это будет подкрепляться и поддерживаться твоей собственной внутренней нейромедиаторной регулировкой.
«А если наоборот? – может спросить кто-нибудь. – Если оставить Кропоткина в голове, но не допускать в сердце?» Тогда произойдет то, от последствий чего предостерегал тот же Р. Балсекар: «Позволь учению овладеть сердцем. Не позволяй уму овладеть Учением». Если ум овладевает учением, но оно не касается сердца, ты не попадаешь в «петлю просветления». Ты попадаешь в клетку той самой крысы из эссе номер два: будешь рвать бумажки при появлении в клетке цилиндрического объекта, будешь пытаться соответствовать образу, сложившемуся в уме, и выполнять действия, предписанные усвоенной программой. Вместо того чтобы встречать каждую ситуацию творчески, ты будешь оглядываться на какие-то примеры и стереотипы чьего-то поведения, принадлежащие прошлому, игнорируя собственное тотально свободное восприятие сенсорного мира.
Еще раз подчеркну, что этика не в действии, а в настройках. Не следует закрепощать сознание, предопределяя действие рамками «делай так, как кто-то поступал в прошлом», тем самым ограничивая себя и нарушая сам принцип анархии.
Такое просветленное «я» по природе своей склонное к горизонтальному коллективизму не желает оставаться одно. Его природа в том, чтобы делиться и взаимодействовать с другими, пока никаких «других» не останется вовсе, и все не сольется в недвойственности, тотальном Единстве.

Но зачем вообще какая-то этика, коль скоро мир иллюзорен? Зачем какая-то там горизонтальная кооперация, коль скоро сам горизонт личного восприятия, замкнутый круг личного понимания сам по себе является преградой для реализации своей подлинной сути?
Приведу две цитаты, касательно «свадхармы»
Бхауахеб Махарадж: «Самореализация (осознание себя) есть высшая свадхарма. Именно так должно быть. Воистину, самореализация – это подлинная свадхарма».
Ганпатрао Махарадж: «Постоянно жить в осознании того, что "я есть Атман", значит исповедовать свою собственную религию (स्व-धर्म, сва-дхарма) -- и Ананда обретается из нее»
Атман есть не эгоистичное «я», субъект что проявляется спонтанно сам собой, но при условии отказа от эго. Воспринимаемый мир снова и снова подкидывает новые вызовы. Иллюзия не нейтральна, это своего рода тестовая «квазиреальность», в которой каждому приходится проходить определенный квест. И чтобы решать задачи, приходится идентифицировать себя с телесным сознанием. Эта самоидентификация не может быть абы какой. То есть, как раз-таки может быть абы какой, но с одним условием: не может быть эгоистичной. Только эго может неожиданно подставить ножку реализации себя как Атмана. Только осознание «я против «других»». Какими только способами ни пытаются духовные искатели избавиться от этого субъектного паразита. Есть прекрасный способ, называемый «преданность после реализации». Он ставит под контроль эго, но его сложновато использовать в тысячах бытовых ситуаций. А вот настройки на помощь другим по-Кропоткину, осознание собственной эволюционной роли как участника горизонтальной кооперации, прекрасно высвечивающие и укрощающие эго, безотказно работают всегда.

Вот такую сахадж свадхарму Вы оставили миру, Петр Алексеевич, возможно, сами того не подозревая, – реализацию тенденции горизонтального коллективизма, мощную программу, вложенную внутрь каждого человека самой эволюцией. Эволюция она такая, дама творческая и непредсказуемая, поставила Вас рядом не только с Бакуниным и Дарвином, но и с Буддой.

 

*сам Кропоткин в одном из писем назвал этот портрет неудачным 

 

назад

продолжение  

среда, 8 февраля 2023 г.

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ОТВЕТ. ТАУ-КРЕСТ. ПЕТЛЯ ПРОСВЕТЛЕНИЯ

 

Необходимое условие просветления: растворить эго. Иначе никак. А задача эта похожа на бег собаки вокруг столба в попытке поймать свой хвост.

И тут вдруг, отряхивая с пальто пыль веков, появляется Петр Алексеевич со словами: "А в чем вообще недоразумение? Эволюция уже заложила внутрь каждого из нас программу решения. Нужно только поставить галочку "enabled" в квадратике "Взаимопомощь" и можно пользоваться".

 

 

Так как же быть, если внешняя среда давит и угнетает тебя? Ответ прежний: как-то. Эволюция сама продуцирует внутри тебя ответы на вызовы среды, и нельзя ожидать стандартных ответов от всех и каждого. Затем эволюция выбирает и сохраняет оптимальный ответ, разбрасывая варианты по личностям разных людей, заставляя их взаимодействовать друг с другом и обмениваться импульсами возникшего знания.
И может так статься, что жизнь в стране кортизола кого-то заставит осознать, что сам он есть страна серотонина. Исследуй эту страну! И может так статься, что эволюция выберет сохранить для будущего именно этот ответ, а попутно для тебя лично он станет заветным ключиком от двери к тотальной свободе.
У человека нет инстинктов, но есть программы. И с развитием цивилизации происходит эволюция программ. Доктор М. Газзанига так описывает этот процесс в книге "Кто за главного?" :

"Важно понимать, что как поведение, когнитивное состояние и стоящая за ними физиология могут оказывать влияние на культурную среду, так и, наоборот, они сами могут подвергаться ее воздействию. Это подчеркивает значение механизма конструирования ниш, о котором мы говорили в прошлой главе. При нем взаимодействие между организмами и средой носит двусторонний характер: организм (на который действует отбор) меняет среду (осуществляющую отбор) и тем самым воздействует на результаты будущего отбора. Если говорить о людях, то мы обладаем способностью изменять окружающую среду не только физически, но и в социальном смысле, а измененная среда производит отбор, какие люди выживут, дадут потомство и станут преобразовывать среду в будущем. Так организм и среда сцеплены во времени". 


И как мы заметили в первом эссе, эволюция поведенческих программ идет по сценарию, увиденному Кропоткиным: от конкуренции к сотрудничеству, от вертикали к горизонтали.

 




Символика не имеет собственного изначального значения. Значение символу придает наблюдатель.
Что мы видим, когда смотрим на крест? Каждый скажет, наверное, что мы видим христианский символ, обозначающий… ну и так далее.
Что я вижу сейчас, когда сморю на крест? Две тенденции эволюции: горизонтальную и вертикальную, конкуренцию и сотрудничество, эго и единство. Причем в большинстве типов  крестов вертикальная составляющая видится явно главной – нижний элемент вертикали пересекается горизонталью и затем уходит вверх, как бы символизируя неизменную победу вертикали, то есть, конкуренции, неравенства и насилия над свободным коллективизмом и анархией. Но есть один крест, глядя на который у адептов горизонтального коллективизма не возникает ощущения безнадежности.
«Раннехристианские деятели, автор Послания Варнавы[12] и Тертуллиан[13], утверждали, что орудие казни Иисуса Христа имело форму греческой буквы тау (Τ, crux commissa), и понимали эту букву как символ христианства». (Википедия)
В тау-кресте над горизонтальной его частью не возвышается ничего. Вертикальный элемент только снизу. Вертикальный элемент существует, но он не давлеет над горизонталью – он увенчан горизонталью, символизируя конечное торжество равенства и единства.
Есть ли смысл пытаться разрушить всю вертикаль? Уверен, что нет. Если разрушить вертикальную часть ниже перекрестия, рухнет вся конструкция. Вертикаль ниже перекрестия необходима, так как, подобно древесному стволу питает все остальные части. В контролируемой конкуренции, конкуренции которая по статусу ниже коллективизма, нет никакой проблемы. Проблемы начинаются там, где конкуренция заявляет о себе как о чем-то совершенном, возвышающимся над всем. Поэтому никакой вертикали над перекрестием быть не должно. А для этого надо максимально развивать горизонтальный элемент креста, так чтобы всякая вертикальная тенденция всегда была ниже по статусу, чтобы коллективизму и взаимопомощи в сознании всегда отдавалось предпочтение, а конкуренция хоть и считалась допустимой, но лишь как подсобное средство.
 

Тотальное Единство, не отличие моего «я» от воспринимаемых мной объектов осознается спонтанно и неожиданно – в противном случае это не подлинное знание, но лишь концепция, картинка в уме, нарисованный очаг в каморке папы Карло. Но дальше происходит интересный процесс. Импульс нового знания как бы «включает свет» и теперь уже наблюдение работы спонтанной зоны происходит осознанно, происходит с помощью теменной зоны фронтальной коры. Создается своего рода петля, которую можно назвать “петлей просветления”. Эта взаимообратная связь, однажды возникшая, со временем подкрепляющая себя самое опытом и сама стабилизирующая свою работу.

И ключевое слово здесь “осознать”. Осознавая приоритет для себя самого спонтанной тенденции бескорыстной помощи, мы замыкаем контур. И далее: если я реагирую альтруистично, с позиции единства, мой контролирующий ум удовлетворен. Если эгоистично, он озадачивается: а что так? Мозг слегка подстегивает тебя кортизолом: «Исправь!» Внимание обращается на собственные “неверные” настройки, контур замыкается и реакция корректируется. И мозг выдает подкрепление, вероятно эндорфиновое, – тебе приятно. В результате фактор внимания кардинально меняет настройки. Это как в квантовой физике: если наблюдатель замечает электрон, от ведет себя так, а если не замечает, иначе. Ты уже не можешь выскочить из «петли просветления», сама эволюция тебя в ней удерживает через нейромедиаторную корректировку сознания.

Это не означает, что тебе придут те же мысли, что Кропоткину в какой-то конкретной ситуации. Индивидуальности разные – но настройки очень похожие. Ты не копируешь его идеи и методы, но ты осознаешь с ним глубочайшее «родство настроек сознания» в парадигме Тотального Единства и Освобождения. Он и ты – несмотря на всю разницу эпох – в состоянии горизонтальной передачи знания.

назад

продолжение следует

понедельник, 6 февраля 2023 г.

Шри Ганпатрао Махарадж "365 Жемчужин Божественности" (январь)

 

 

1 января "Если ты устал от сансары (мирской жизни) и не хочешь страдать, начинай каждое утро с чтения подобных нектару изречений Шри Садгуру, сразу же как только начинается твой день; и следуй им с искренностью и доверием"


2 января "Не погружай себя полностью в мирские задачи и удовольствия, не трать на них все свое время"


3 января "Настоящая обязанность человека в погоне за духовностью"


4 января "Осознай в себе Атман (Самость) и сдай ему свое эго"


5 января "Садхака отдает свое тело его судьбе, но целеустремленно выполняет садхану"


6 декабря "Выполняй садхану с той же искренностью, пунктуальностью и серьезностью, с которыми ты делаешь свои мирские дела"


7 января "Когда реализуешь, что ты есть Атман, исчезает иллюзия, будто становишься счастливым из-за мирских объектов"


8 января "Чтобы Бог и Садгуру точно были счастливы за тебя, ты сам должен быть в ананде Атмана"


9 января "Для садханы важно отвести специальное время"


10 января "Хоть мы и знаем нашу собственную блаженную природу, мы слишком часто расстраиваемся по пустякам, как будто это какие-то страшные бедствия. От этой привычки придавать слишком большое значение мелочам нужно отказаться"


11 января "Скажи, по крайней мере, несколько слов симпатии и любви и сделай других счастливыми"


12 января "Не делай другим то, что, будучи сделанным тебе, сделало бы тебя несчастным"


13 января "Если мы случайно скажем плохое слово, следует сразу же попросить прощения"


14 января "Искренне служить Гуру -- это существенно"


15 января "В духовности мир -- это все; мир -- это Божественный принцип"


16 января "Джняни смотрит на всех людей одинаково: как на разные формы Атмана и никак иначе"


17 января "Джняна -- это видеть себя во всех, а бхакти -- это любить всех"


18 января "Как плохие так и хорошие события случаются с нами, в соответствии с нашей судьбой"


19 января "Гуру -- величайший святой"


20 января "Нужно внимательно прислушиваться к каждому слову Садгуру"


21 января "Не забавляйся с несущественными и неестественными желаниями в своем уме, и не становись из-за этого несчастным и огорченным"


22 января "Не смотри на Гуру как на обычное человеческое существо"


23 января «Преданность Садгуру – это емкость для сбора нектара джняны. Это возможно: обрести джняну только через преданность»


24 января "Гуру радует тот преданный, который удерживает живым в уме его наставление, что "ты есть Атман""


25 января "Хотя на самом деле счастливые события действительно окружают нас, наши воображаемые тревоги никогда нас не оставляют"


26 января "Это человеческое заблуждение: страшно беспокоясь, готовиться к жизни в будущем, и таким образом, опустошать настоящее"


27 января "Самая вознаграждающая вещь в этом мире -- это искренняя садхана, которая приводит к (твоей) подлинной сути — Атме"


28 января "Человек отдает свое собственное независимое счастье своей жене, детям и другим людям, и становится зависимым от других в плане счастья"


29 января "Желая чего-то, становясь счастливыми, если оно обретается, и несчастными, если нет, мы всегда ловимся в двойственность"


30 января "Каждый человек пойман в тюрьму эгоизма и из-за этого страдает"


31 января "Эта майя использует наши силу и интеллект, до тех пор пока они полностью не истощатся, а в ответ в конце концов дарует нам старость и болезни"

воскресенье, 29 января 2023 г.

"7 ключевых различий между счастьем и удовольствием", беседа проф. Лустига

 

Недавно наткнулся на лекцию по нейробиологии и сразу же вспомнил Рамеша Балсекара с его противопоставлением "счастье -- удовольствие". Конечно, научной аргументации он не приводил, но выводы делал верные. Пожалуйста вам научная аргументация.

Также вспомнилось загадочное когда-то выражение Нисаргадатты Махараджа "Ты не являешься этим химическим "я есть"". Все о чем далее пойдет речь относится именно к нему, к тому чем ты не являешься... Но что неплохо бы знать.

Беседа на английском. Сделал русский перевод.

 

 
 
 
Серотонин против дофамина

 

Дофамин – нейротрансмиттер***** обучения. Это позитивный восстанавливающий трансмиттер. Это трансмиттер, который говорит: «Это приятно. Я хочу еще».

А серотонин – наоборот. Это нейротрасмиттер, который говорит: «Это приятно. Я не хочу больше и не нуждаюсь в большем»

Определенно, это две разные вещи. И проблема в том, что если вы не знаете, в чем разница, тогда вы в сущности обречены на попытки до тошноты искать поощрения.

И есть еще третий совершенно необходимый компонент для исследований в этом направлении, который называется кортизол. Кортизол – это гормон стресса. И что кортизол делает такого, что особенно важно для этой истории, так это то, что он работает на эту часть вашего мозга (показывает), прямо вот здесь, сразу за лобной костью. Эта часть вашего мозга сразу за лобной костью, прямо над глазами, называется префронтальная кора. Префронтальная кора – это та часть вашего головного мозга, которая удерживает вас от разных глупостей. Я называю ее «Джимини Крикет»* часть мозга, как из сказки про Пиноккио.

Подводя итог, если у вас дисфункция префронтальной коры, вы не можете смотреть в будущее. Вы живете только одним моментом. Дисфункция префронтальной коры – это то, что превращает человека в ящерицу**. Ок? Не имеет значения, что произойдет в будущем. Моя награда нужна мне сейчас. И таким образом, нет возможности когнитивно подавлять то «чувство награды», и тогда дофамин работает даже быстрее. И в конце концов, именно это ведет к смерти нейронной клетки. Так что, именно такая комбинация дофамина и кортизола есть то, что ведет к наркозависимости.

Но поощрение – это хорошо. Поощрение плюс стресс – нет. Факт в том, что сейчас мы все под воздействием хронического стресса, и хронический стресс заставляет тебя желать поощрения из-за вышеупомянутого рептильного мозга, и таким образом создается настройка на зависимость.

С другой стороны, со стороны серотонина, хронический стресс также происходит с участием кортизола. Серотонин не привязывается к своему рецептору, чтобы подавить следующий нейрон. Проблема в том, что понижающее регулирование серотонинового рецептора осуществляется кортизолом. Так что, меньше серотонина, меньше рецепторов – вот вам депрессия.

Итак, наркозависимость и депрессия случаются одновременно. Одна из-за дофамина, другая из-за нехватки серотонина. Но все это в присутствии кортизола, в присутствии хронического стресса. Так что, хронический стресс – это то, что лежит в основе этих двух главных проблем состояния человека. Есть только одна система поощрения. Одна.

И эта система поощрения, черт возьми, очень важна. Если ты не получишь поощрения, ты не встанешь с кровати. Ты и в самом деле ляжешь на кровать и умрешь. Вот что случится. Это было проверено на трасгенных*** животных. Их изначально выбили из системы поощрения, и у тех животных не было воли к жизни. Вам необходимо поощрение, чтобы быть способными встать утром, пойти на работу, зарабатывать на жизнь, приносить домой зарплату, есть какую-то пищу и т.д.. Так что поощрение – это выживание видов. Мы не можем этого делать без поощрения. Однако, поощрение и удовлетворение – это не одно и то же. Поощрение и удовольствие – это синонимы. И удовлетворение со счастьем – синонимы.

Люди в нашем обществе путают и сводят воедино эти две концепции: счастье и удовольствие.

Итак, я нахожу, что существуют 7 различий между ними. И людям нужно понять эти различия для того, чтобы быть способными разобраться что к чему, во-первых, в этом мире, и во-вторых, в том как мир ими манипулирует, для того чтобы сделать несчастными.

Итак, вот эти 7 вещей, 7 различий.

Первое. Удовольствие кратковременно. Как еда. Счастье долговременно. Как жизнь.

Второе. Удовольствие имеет внутрителесную природу. Ты чувствуешь его в своем теле. Счастье бесплотно. Ты чувствуешь его в сознании(above the neck).

Третье. Удовольствие – это брать. Как (выигрыш) в казино. Счастье дано. Как среда обитания для человечества.

Четвертое. Удовольствие получаешь в одиночку. Как шоколадное пирожное. Счастье достигается в социальной группе. Как отмечать день рождения.

Пятое. Удовольствие достижимо с помощью веществ. Как например, кокаин, героин. Счастье не достижимо через вещества.

Шестое. Высшие точки удовольствия, будь то через вещества или через действия – вещества подобные кокаину, героину, никотину, алкоголю, сахару; или действия типа шопинга, азартных игр, социальных медиа, интернет игр, порнографии – в экстремальных проявлениях вызывают наркозависимость. Вторая часть каждого из них: шопоголик, сексоголик, алкоголик, шокологолик и т. п. – это «голик». Но не существует такой вещи как наркозависимость от слишком большого счастья.

Седьмое. И возможно, самое важное для этой беседы. Удовольствие – это дофамин. А счастье – это серотонин.

Итак, два разных нейротрансмиттера, две разных области мозга, два разных регуляторных пути, два разных механизма действия, два разных драйвера.

Вы скажете: «Ну и что? Почему это должно нас заботить?» Вот почему. Дофамин – это возбудитель, возбуждающий нейротрансмиттер. И дофамин связывается со своим рецептором. Следующий нейрон возбуждается. Активация синаптического рецептора. Далее, нейронам нравится возбуждаться. Но им нравится, когда их щекочут. Им не нравится, когда по ним бьют дубиной. Хроническая сверхстимуляция любого нейрона в теле ведет к отмиранию нейронной клетки. А поскольку нейроны настолько метаболически активны, а нейротрансмиссия настолько метаболически обременительна, и если вы постоянно делаете это снова и снова, тот нейрон попросту истощается и погибает. Дальше, постсинаптический нейрон, который имеет на себе дофаминовый рецептор, имеет еще предохранитель. У него есть защитный механизм, предохраняющий его от перегрузки. Что он делает? Он регулирует в сторону понижения дофаминовый рецептор. Так что теперь, даже если у вас много лигандов****, много молекул дофамина, у вас меньше рецепторов, а это значит, что уменьшаются шансы того, что молекула найдет рецептор. А это значит, говоря человеческим языком, вам требуется все больше и больше, при этом вы получаете все меньше и меньше. Этот феномен мы называем привыканием. То есть, дофамин приводит к привыканию. А потом, когда нейроны и в самом деле начинают умирать, это называется наркозависимость.

Далее, серотонин, другой нейротрансмиттер, он не возбуждающий. Он обладает тормозящим действием. А если ты тормозящий, и ты тормозишь следующий нейрон, нужно тебе регулировать рецептор в сторону понижения? Нет. Потому что нейрону не грозит гибель. Он не перевозбужден. Уж если что с ним и случилось, так это переторможение.

Не существует такой вещи как передозировка счастьем. Но есть одна вещь, которая регулирует серотонин в сторону понижения. Дофамин.

Итак, чем больше удовольствий ты ищешь, тем больше несчастий получаешь. И если ты не понимаешь разницу между поощрением и удовлетворением, если не знаешь разницы между счастьем и удовольствием, и тебя сбивают с толку, скажем (лозунгом): «Кока-кола, открой свое счастье!» или «Где-то уже вечернее чаепитие» или еще какими-то мемами и мантрами, которые вошли в наш коллективный лексикон, о том что ты якобы хочешь цитирую «стать счастливым, потребляя это вещество», ты жестоко ошибаешься, и знаешь, в конце концов, тебя облапошат.

И так обрабатываются сотни миллионов людей, в особенности, в последние 50 лет, когда, как вы знаете, весь этот пиар и теперь интернет вышли на первый план.



*Джимини Крикет – говорящий сверчок, персонаж из диснеевской версии Пиноккио, который пытался удержать последнего от всяких глупостей.

** Большой привет всем любителям «здесь-и-сейчас»!

***Животные, которым искусственно внедрили чужие гены

****Лиганд — атом, ион или молекула, связанные с другим атомом с помощью донорно-акцепторного взаимодействия.

*****Нейротрансмиттер (или нейромедиатор) – биологически активные химические вещества, посредством которых осуществляется передача электрохимического импульса от нервной клетки через синаптическое пространство между нейронами, а также, например, от нейронов к мышечной ткани или железистым клеткам.


 
 


 

суббота, 28 января 2023 г.

«Предисловие» Шри Рамаканта Махараджа к книге Энн Шо «Who Am I?»

 

 

«Настало время миру услышать об этом Знании! Я хочу, чтобы ты, Энн, написала еще одну книгу, на этот раз под названием «Кто я?» Выдержи ее в простом непосредственном стиле без ссылок (на Писания) и путаных индийских терминов. Я хочу, чтобы это простое и мощное знание дошло до как можно большего числа искателей везде и повсюду.

Я хочу, чтобы ты написала эту книгу в популярном стиле, особенно доступном западному читателю. Ты знакома с их культурой, тебе лучше знать. Используй современный язык со ссылками на сегодняшний быстрый стиль жизни общества, поглощенного культурой интернета и мобильных телефонов! Сделай для Знания современное обрамление, так чтобы обычный человек был способен его понять! Сделай его легким и веселым!

Для мира настало время услышать это Знание. Время пришло. Это Знание не является собственностью Сампрадайи (Традиции). Это «Универсальное Знание»! Сделай «Кто я?» простой и привлекательной, так чтобы она стала популярной. Это Знание для всех. Мы должны помочь другим уйти от страдания. Мы должны положить конец их страданиям! Наш долг показать им, как пробудиться ото сна и быть свободными!

Мы никогда не должны пытаться насильно навязывать кому-то это Знание, но по крайней мере, можем попытаться разбудить людей, представляя им альтернативную точку зрения или другой способ воспринимать самих себя и этот мир. Мы можем помочь им выйти из иллюзии и освободить их от страдания! Все что мы можем это посеять семя, а затем дать всему произойти спонтанно. Принимать или нет – зависит от них. Мы не можем никого принуждать! Так что вперед! Вперед!»

 

Книга Энн Шо вышла на английском языке. Доступна в интернет магазинах типа Амазона.

пятница, 6 января 2023 г.

Шри Ганпатрао Махарадж "365 Жемчужин Божественности" (декабрь)

 

 

1 декабря "Если кто-то ругает тебя, не злись. Разве кто-нибудь злится на больного?"


2 декабря "Не придавай важности мелочам, рассматривая их через увеличительное стекло cебялюбия (это мое), и таким образом, сдавая им свою личность".


3 декабря "Откажись от своих себялюбивых мотиваций и тогда ты насладишься волнующим переживанием"


4 декабря "Главный принцип всех сект и религий в том, что нужно быть счастливым и делать счастливыми других"


5 декабря "Держи тело полностью под контролем, чтобы можно было использовать его любым способом, каким захочешь, и закончить твою работу"


6 декабря "Даже после того как узнаешь, что объекты чувств нереальны, а также об их двойственной природе, логика какого рода подталкивает желать их в нашей повседневной жизни?"


7 декабря "Не зажимайтесь из-за комплекса неполноценности, но будьте открытым и свободным в своем поведении"


8 декабря "Будь наполненным идеей, что ты есть Бог! Пусть твое тело, органы и вообще все сияют Анандой бытия Богом!! Пусть твое лицо (личность) будет переполнено великолепием Божественного состояния!!!"


9 декабря "Счастье начинается с себя, будь счастлив и старайся распространять счастье на всех"


10 декабря "Это нормально, если ты в прапанче*, но не позволяй прапанче войти в тебя"


11 декабря "То что счастье есть счастливое состояние не предполагает, что размышления о счастье тоже принесут счастье"


12 декабря "Сейчас, в этот самый момент, ты определенно присутствуешь внутри себя в форме Ананды. После осознания (realizing) этого твоей важнейшей задачей является продолжать оставаться в этом самом состоянии"


13 декабря "Если мы топчем тропу "калпаны**", будьте уверены, что тревоги, сомнения, неопределенность будут сопровождать нас"


14 декабря "Хотя в мирской жизни все делается во имя счастья, вездесущего мистера Счастье нигде не найти"


15 августа «Будь блажен, всех люби и ни к кому не испытывай ненависти»


16 декабря "Подними на поверхность злые васаны (глубоко укорененные желания), которые прячутся в озере под названием ум, и затем размолоти их напрочь"


17 декабря "Разрушь полностью васаны (глубоко укорененные желания) через утверждение "Я есть вечно присутствующая Атма и никакая из них (васан) не имеет ко мне никакого отношения"


18 декабря "Разрушение калпаны означает (или приводит к) обретению покоя и естественного состояния"


19 декабря "Ни о чем не печалься. Пусть твой ум будет холодным"


20 декабря "Пусть ушедшее будет ушедшим, не волнуйся о будущем, будь доволен и счастлив в настоящем состоянии блаженства"


21 декабря "Надо всегда быть довольным. И пусть тело выполняет свои действия, в соответствии с его судьбой, подобно сухому листу, уносимому по направлению ветра"


22 декабря "Джняни наслаждается анандой атмы, используя объекты чувств как повод. Он играет в океане Ананды"


23 декабря "Джняни покоится без желаний в самоотверженном постоянном состоянии парамананды"


24 декабря "Будь далеко от событий, которые создают шум вокруг многих секретов природы. Забудь прошлое и заново шагай в будущее"


25 декабря "Начни практику удержания ума всегда отстраненным, честно вовлеки себя в отказ от жадности, эмоций, привязанностей и других тенденций, возникших в результате твоего интереса и последовавшей за ним привязанности к мирским объектам"


26 декабря "Уж если ты можешь идентифицировать себя с телом, умом и т.д., коими ты не являешься, почему ты не можешь быть Атмой, которой на самом деле являешься!!!"


27 декабря "Ананда протаранит тебя, если Садгуру возложит на тебя свою милость, и тогда мир будет наполнен Анандой"


28 декабря "Хоть джняни и хранит философский принцип как базис в своем внутреннем бытии, в делах повседневной жизни он выражает его в форме большой любви ко всем"


29 декабря "Найди центр своего внутреннего переживания и мирно осядь в том состоянии, и предоставь себя Благодати высшего"


30 декабря "Причина, по которой тревоги преследуют тебя, в том факте, что ты не твердо определился в том, что мир нереален"


31 "Ананда! Ананда везде!! Высшая Ананда!!! Будь навсегда укоренен в этой Ананде!!"


*Слово "прапанча" дается без перевода. Пришлось поискать значение.

Обычно слово прапанча означает чувственно познаваемую вселенную, которая была спроецирована на существование после того, как произошло "разделение и смешение пяти элементов (панчикарана)".

Однако в седьмом стихе "Мандукьи", согласно Адишанкаре, слово прапанча означает все, что проявляется (как субъект, так и объект или их отсутствие) в трех состояниях бодрствования, сновидения и глубокого сна. В этом стихе Мандукья говорит, что в Турие нет прапанчи.


**Напомню, что в тексте «калпана» переводится как «воображение». Другое значение слова कल्पना (калпана) -- концепция. Д. Годман вспоминал, что Нисаргадатта Махарадж, когда посетитель грузил его чем-то, бил рукой по подлокотнику и повторял "калпана, калпана". Годман давал перевод "концепция" (не воображение). Вероятно вслед за переводчиками Махараджа на английский. Я к тому, что иногда при переводе упускаются важные коннотации, особенно при переводе с индийских языков на европейские

понедельник, 2 января 2023 г.

НОВОГОДНЯЯ МОЛИТВА ШРИ НИСАРГАДАТТЕ МАХАРАДЖУ

 


 

О Махарадж! Джай Садгуру!
Ты есть вечный неограниченный "Я Есть"
Ты - Общая Сумма хорошего отношения
миллиардов “я” к самим себе
Пожалуйста, всегда давай каждому “я”, включая меня самого,
знать, что они в сути своей не отличаются друг от друга
и их миссия в этом проявленном мире
- сотрудничать, а не конкурировать!
Джай Садгуру!

вторник, 27 декабря 2022 г.

ВНУТРЕННЕЕ ГОСУДАРСТВО. КУКУШКА. КАМЕРТОН


 

Петр Алексеевич, вот как так можно: через сто лет после собственной смерти забраться незнакомому человеку в голову и взорвать его внутреннее государство?

... Что? Вы теперь вместо пороха нейромедиаторы используете, дофамины-эндорфины всякие? Я правильно понял?


Как ни старайся хомо сапиенс быть эгоистичным, эволюция, используя нейромедиаторы в качестве кнута и пряника, заставит его рано или поздно стать анархо-просветленным. Сегодня или завтра, это поколение или следующее, с мирными победами или с поражениями в вооруженной борьбе – эта тенденция видна ясно и ничто не может ее остановить.

И коль скоро однажды осознал ее внутри себя, лучше даже не пытаться сопротивляться. И пусть эго старается включиться, оно уже «подпалено» потоком холодного света тотального Сознания. Темное начало уже перегорело. Оно еще продолжает периодически мигать, но время его сочтено.

Кропоткин выиграет эту партию – и у Ленина, и у либеральных экономистов, и у религий всех вместе взятых. Он не просто осознал магистральную тенденцию эволюции, он и есть эволюция, стал ее следующей ступенью. И ты не отличен от него – бесконечное взаимное отражение субъекта в объекте.

Вы скажете, что Ленин например тоже был убежден в неминуемой победе большевизма, и пытался обосновать это тем, что Марксу удалось раскрыть принципы развития истории человека. Но его убежденность основывалась на сухой логике, к тому же временами ущербной. И в этой ущербности уже успел убедиться весь мир. А убежденность Кропоткина – пусть он и не говорил об этом и сам возможно не осознавал – основана на просветленности его собственной личности и есть следствие его собственного эволюционного развития. И убедиться в его правоте можешь ты сам на своем собственном опыте!

А секретный ключик здесь – не могу в этом сомневаться – в нейромедиаторах, управляющих поведением всякого живого существа, плюс у человека сверхразвитым неокортексом.


Осознав всех и каждого как самого себя, перестаешь видеть эгоистические мотивации за любым из поступков любого. Дальше за всем только Свет. Так же как ты никогда не видишь негатива за собственными действиями, верно? Ты ведь всегда прав! Ха! А теперь правы все и каждый – хоть праведник, хоть примитивный вирус, хоть изощренный преступник. Нет плохих и неправых, так как вполне естественна тенденция не считать неправым себя. Хороший писатель, работая над романом, идентифицируется с каждым из персонажей. Тогда его герои получаются естественными.

Это как однажды я выделил поведение одного человека и сказал Рамаканту Махараджу, что тот человек хороший, а он в ответ воскликнул: «Все хорошие!» Потому что сам был всеми.


Фактор взаимопомощи работает внутри всех и каждого. И не важно осознаешь ты его или не осознаешь. Ты можешь признавать его или не признавать – не важно. Он будет «давить» изнутри, побуждая осуществлять действия взаимопомощи. И – естественно! Ну как же без этого! – тобой при этом будут манипулировать. Эту эволюционную тенденцию в целях отнюдь не бескорыстной помощи, а ровно наоборот, всегда использовали, используют сейчас и будут использовать, пока личностью самого манипулятора не будет осознана этой тенденции природа, механизмы действия и ее стратегическая проигрышность.

Осознай эту движущую силу и используй по назначению. А каково же назначение? Ведь ты можешь даже без манипуляций извне так «помочь», что лучше было бы вообще ничего не делать. Это у муравьев все просто, а у сапиенсов еще поди разбери, что есть помощь другому, а что таковой не является. И опять же собственное эго, противоположная тенденция, может убедить тебя, будто ты помогаешь кому-то, в то время как ты реализуешь собственные скрытые амбиции. Собственно, так и происходило в массовом порядке с оппонентами Кропоткина большевиками.

Решение в осознании собственных нейротрансмитерных стимуляций. Эволюция устроила так, что при реализации фактора взаимопомощи – именно осознания, а не определенных действий – в мозг поступает нейромедиатор или целый залп разных веществ, вызывающих состояние блаженства. При «ложной взаимопомощи» его не будет. Будет ощущения «обязательного действия», самопринуждения. Образно говоря, анархия оставит тебя и включится что? Правильно, внутреннее государство. А что есть внутреннее государство. Внутренне государство – спазматически работающая система эгоистического «здравого смысла», не дающая тебе выйти за границу персонального дуального горизонта.

Подлинная этика идет из природы. Она скорее безусильна, чем является результатом усилий по «совершенствованию себя».


Манипуляция фактором взаимопомощи похожа на действия птицы кукушки. Она подсаживает в гнездо твоего личного сознания птенца, который выталкивает прочь твои собственные эволюционные интересы, подменяя их интересами манипулятора. Птице-матери кажется, что она помогает своим собственным детям, в то время как те давно уже выброшены прочь и мертвы, а взращивает она чужого.


Страх и насилие – эта неразрывная парочка представляет собой очень надежный инструмент вертикального подавления. В противоположность творческой горизонтальной энергии свободной взаимопомощи. Манипулятор культивирует страх, угрожая насилием, и порождает насилие, культивируя страх. Если замечаешь в сознании страх, не тешь себя иллюзией, что ты реализуешь взаимопомощь. Эти вещи несовместимы. Две противоположных тенденции эволюции не могут сочетаться. Или-или. Пространство личного сознания, где движущей силой является фактор взаимопомощи, полностью свободно от страха. Причем энергия взаимопомощи – мощная штука. Сознательно задействовав этот фактор, можно вытеснить страх.

Взаимопомощь надо видеть, в нее надо верить. Тогда задействуются структуры неокортекса, позволяющие личности человека реализовать свой эволюционный потенциал. Обратное тоже верно. Накопленный эволюционный потенциал заставляет человека включать неокортекс, выталкивая личное сознание из пространства осознания конкуренции в пространство осознания взаимопомощи, где ей и суждено оставаться благодаря опять-таки выработанной эволюцией системе гормонального поощрения, то есть, переживанию личностью состояния блаженства при осознании вовлеченности в процесс горизонтальной взаимопомощи. И избавляя от страха, вызываемого вертикальным подавлением.


И еще раз. Важен не метод, не результат, а сама настройка личного сознания на частоту бескорыстной помощи. Это своего рода эволюционный камертон.

назад

продолжение


воскресенье, 25 декабря 2022 г.

Джин Данн "В присутствии Нисаргадатты Махараджа 1977 – 1981" (окончание)

 

 

фото с сайта http://sri-nisargadatta-maharaj.blogspot.com


22 апреля 1981 г.


М.: Вся вселенная переживается внутри Сознания. Бытие «Я ЕСТЬ». Не будь его, что тогда вообще может существовать?

Это Сознание бьёт в барабан, и каждого влекут звуки барабана – кто высматривает барабанщика? Просто поразительно, что до самой своей смерти человек не кинет и взгляда на это пятнышко Сознания.

В.: Стабилизация в Сознании и есть медитация?

М.: Кто стабилизируется? Это Сознание стабилизируется в самом себе. (Смотрит на меня.) Вот она поняла свою природу. Всё благодаря её вере в Гуру. Пока не обретёшь такой веры в Гуру, тебе не утвердиться в своей Самости. Люди ходят от одного свами к другому. Зачем? Собирать цитаты из священных книг. Прилепись к своему Сознанию, оставайся в нём, и весь этот груз твоих концепций отпадёт. Не принимай помощи своего Сознания в том, чтобы накручивать новые концепции.

В.: Привычка такая мощная сила, она сбивает с пути истинного.

М.: Привычка считать свою Самость телом сильно повлияла на всех. Знание «Я ЕСТЬ» – твой Гуру.

Будь в том Одном, кто непрерывно пребывает свидетелем «Я ЕСТЬ». Тот есть Авалла. «Авалла» – слово из языка урду, обозначающее того, кто ИЗНАЧАЛЕН.

Кто есть тот, кто поёт баджаны? Это интеллект того Гуру; а кто таков ты, самозванец?

Действия всего мира зависят от этого интеллекта, но когда этот интеллект достигает наивысшей своей точки, он становится единым с Парабрахманом.

Все вы продолжаете вести дневник своих собственных концепций. Говорю вам: это совершенно бесполезно. Это будет только связывать, держать вас в оковах.


24 апреля, 1981 г. – Последний день с Шри Махараджем.


После раннеутреннего арати сходила подкрепиться кофе, вернулась и намешала кум-кум, занялась цветами, повесила гирлянды на фотографии; затем медитация. После баджанов снова вышла выпить кофе.

В 10.00 утренняя беседа, Махарадж сказал (обо мне): «Вера, которую она взрастила, столь велика, что всё, связанное с Махараджем, что бы это ни было, принимается ею с великой преданностью. Из-за её великой любви к Гуру боги поспешат склониться перед ней в самом глубоком почтении».

Он сказал мне: «Так много других бежало вместе с тобою, почему же ты стала выигравшей лошадью в этой духовности? – Сила твоей веры».

Я была так потрясена, что мой ум просто сломался!

Остаток дня и в последующие дни эта машина действовала, находясь в состоянии шока! Когда Мулларпаттан перевёл то, что сказал обо мне Махарадж, на моём лице, видимо, появилось такое изумление, что Мулларпаттан добавил: «Так он сказал».

Махарадж также сказал, что я осознала свою истинную природу.

Днём Махарадж и Майя оставили меня у себя, усадив внизу и угощая чаем со сладостями. По его просьбе я достала и показала ему мой карманный альбомчик, в котором хранила его фотографии.

Не помню, как покупала всё это, но я принесла ему очень красивую гирлянду с цветками белого имбиря, благовония и сладости и отдала их вместе с деньгами. Так и пребывая в крайнем изумлении, я не запомнила ни слова из его [вечерней] беседы; спотыкаясь на ходу, спустилась вниз, преклонилась перед ним и ушла! Он послал кого-то, чтоб вернуть меня, дал мне коробку сладостей и своё благословение.

Я поцеловала его стопы и ушла.

 

КОНЕЦ 


ИНТЕРВЬЮ

 

От редактора русского перевода. Это последний отрывок из дневников Джин Данн, что поделать. Было очень приятно работать над текстом, делать доступным для русских читателей такой замечательный атмосферный материал. Хочу выразить благодарность и от себя и от читателей переводчику, пожелавшему остаться неизвестным, за очень тщательную и кропотливую работу над текстом. Несомненно, для всех тех, кто любит Нисаргадатту Махараджа, для кого он близок несмотря на время и пространство, дневники Джин Данн были лакомым чтением. И наоборот, у апологетов "сухой адвайты" они могли вызывать раздражение. Ну что ж, нет воспринимающего без воспринимаемого и воспринимаемого без воспринимающего. 

Напоследок маленькая просьба. Пожалуйста, не спешите собирать эти отрывки в один файл, потому что в скором времени для всех желающих будет доступен *pdf файл, отформатированный и сверстанный надлежащим образом.


вторник, 20 декабря 2022 г.

ВОЛЬНАЯ ПТИЦА И КРОПОТКИН


 



Обычно птицы занимаются тем, что гадят на памятники. Но Вольная Птица поступила ровно наоборот: она взяла тряпку, ведерко воды и полетела к памятнику Кропоткину, чтобы отмыть его от экскрементов голубей и ворон. У Вольной Птицы не было в том никакого личного интереса, просто вдруг так захотелось.

Но омовение мурти* творит чудеса и Кропоткин заговорил с ней:

– Эго – это внутреннее государство**. Уничтожь его.

– Как же это сделать?

– Знай, что бескорыстная помощь другим – это не твоя обязанность, не какая-то власть над твоей внутренней сутью, а следовательно, не внутреннее государство, но естественная природная тенденция, анархия, горизонтальный коллективизм, данный тебе в помощь.

– Но никаких «других» не существует.

– Правильно, но ты же их видишь.

– То что я вижу, слышу и чувствую – не реально. Это иллюзия.

– Конечно иллюзия. Реальность нельзя растворить, а как раз иллюзию ты можешь. Так сделай же это...

Сказав это, Кропоткин неожиданно замолчал, как будто осекся. Вольной Птице показалось, что у него еще есть, что сказать, и она стала намывать мурти и терла его, как Аладдин лампу, но никаких чудес больше не происходило. Потом она поняла, что сказанного на данный момент уже достаточно, и дальнейший диалог был бы уже пустыми разговорами, лишь отвлекающими от сути.


* Му́рти (санскр. मूर्ति; mūrti, букв. «проявление») в индуизме — статуя или изображение определённой формы Бога, девы или святого. (из Википедии)


** Английское слово state означает как государство, так и состояние. То есть, нет разницы между внутренним государством и состоянием персонального сознания.

среда, 14 декабря 2022 г.

Шри Ганпатрао Махарадж "365 Жемчужин Божественности" (ноябрь)

 

1 ноября "Если ум пытается потакать себе в выдумках снова и снова, его каждый раз следует втягивать обратно и следует заставлять полностью погрузиться в фундаментальное осознание Атмана"


2 ноября "Если не получается медитация, то это из-за недостаточного бесстрастия. Если бы ты ограничил свою любовь к мирской жизни, ум бы не уходил в ту сторону"


3 ноября "Мы всегда волнуемся о малом и незначительном. Мы не являемся телом, но очень о нем беспокоимся, мирская жизнь ничего не стоит, но мы придаем ей огромную цену


4 ноября "Когда мы в медитации, мы думаем о нашей мирской жизни, а когда мы вовлечены в мирские задачи, мы беспокоимся, что мы не способны как следует медитировать -- и таким образом проваливаем обе задачи"


5 ноября "Короче говоря, медитировать мы должны регулярно и установленное время, так чтобы память о состоянии Покоя, достигнутого во время медитации, постоянно сохранялась в нашем уме"


6 ноября "Джняни обрел непрерывную и совершенную удовлетворенность, потому что он достиг совершенной Ананды -- блаженства состояния Атмана -- и удержал ее".


7 ноября "Главный интерес садхака в том, чтобы наслаждаться высшей Анандой в форме его собственного непрерывного присутствия"


8 ноября "Полное заблуждение (или выдумка) ума считать, что счастье может быть обретено через внешние объекты с помощью чувств"


9 ноября "Знай, что действия нашего ума основаны на нашей же поддержке. Так что его можно контролировать, убирая эту поддержку"


10 ноября "Действуй по обстоятельствам, не вовлекая свои "нравится и не нравится" -- и испытывай в этом Ананду"


11 ноября «В Джняни «я» замещается мыслью « я есть Атма»"


12 ноября "Джняни все представляется наполненным до краёв, тогда как обычному человеку все кажется пустым и ничтожным"


13 ноября "Высокомерие, ресентимент по поводу превосходства других, выказывание своей власти над другими, нетерпимость, жёсткая неприязнь и другие плохие качества личности пропадают, когда ты осознаешь, что Бог пронизывает собой все"


14 ноября "Сохраняй равное отношение к радости и несчастью, обретению и потере, победе и поражению, похвале и порицанию, потому что такое равное отношение это конечный принцип, который ведёт к покою ума"


15 ноября "Джняни всегда в состоянии блаженства; мирские дела, радость, печаль не меняют его естественного состояния блаженства и завершенности"


16 ноября "Что за могучее единство! Какую великую Ананду чувствуешь, когда говоришь: "Все есть я и я пронизываю собой все!"


17 ноября "Джняни никогда не волнуется, как сложится его жизнь, потому что, поскольку он любит всех, разве они не позаботятся о его теле?"


18 ноября "Гнев джняни исчезает быстро, подобно письменам на поверхности воды"


19 ноября "Тот кто приходит к Гуру с чистым сердцем и сдает свое эго безусловно обретает Сат-Чит-Ананду и сам становится подобным ему"


20 ноября "Джняни не замечает имен, форм и качеств других, но видит в них напрямую вечно присутствующий Атман"


21 ноября "Джняни не настаивает ни на каких определенных вещах, и он не хочет, чтобы все шло согласно его желаниям"


22 ноября "Джняни всегда покоится в своем собственном состоянии за пределами слов и говорит только тогда, когда требует ситуация"


23 ноября "Отсутствие гордости, присутствие вечной Ананды глубоко внутри -- это внутренние признаки Джняни, а покой, прощение, доброта, любовь -- проявленные признаки"


24 ноября "До тех пор пока у тебя есть отношения с миром, бесполезно пытаться избежать печальных происшествий. Мудрость заключается в том, чтобы просто принимать их бесстрастно"


25 ноября "Бог, Господь, Святой, Садгуру -- все они божественны и суть одно"


26 ноября "Полнейшая глупость полагаться на постоянно меняющееся подлежащее уничтожению тело, чтобы обрести нескончаемое блаженство"


27 ноября "Ну пусть будет много индивидуумов. Что с того? Еще и лучше. Смотри на всех как на Господа, играющего разнообразием чудесных переживаний во множествах форм и наслаждайся этим"


28 ноября "Джняни не перебирает в памяти, что случилось в прошлом, и не мечтает о будущем, потому что он захватил настоящее"


29 ноября "Если люди восхваляют тело или поклоняются ему, становится ли оно великим? В конце концов, это бесполезная, подлежащая уничтожению вещь"


30 ноября "Относись к телу как к тени. Что-нибудь влияет на тень?"