пятница, 28 сентября 2018 г.

Познание Себя и Реализация Себя Шри Нисаргадатта Махарадж, 1963 (англ. редакция Джин Данн) 10


ЖИЗНЬ НА ПУТИ К ЕДИНЕНИЮ

Тот, кого я увидел, кого я так старательно хотел увидеть – теперь я познакомился с Ним. Эта встреча требует невероятно сложной и тщательной подготовки.
Я томился от тоски по любимейшему. Без этого невозможно было обойтись, я бы наверняка умер, если бы не осуществил это. Хоть я и был глубоко искренним всем моим существом, мне не удавалось добраться до цели, и положение было невыносимым. И все же с любовью и решимостью, храбростью и настойчивостью я отправился в путь. Мне пришлось пройти разные стадии и побывать в разных местах во время этого предприятия. Но будучи практически неуловимым, оно поначалу не поддавалось моему осознанию. Сегодня оно было, я был уверен, но уже в следующий момент я колебался, возможно, это не то. Когда бы я это ни видел, у меня было намерение тщательно наблюдать за ним, но не зная определенно его природу, я не мог решить , каким образом это осуществить. Я не мог быть уверенным, что именно это мой Возлюбленный, центр моего существа. Будучи мастером искусства перевоплощения, оно уворачивалось от меня, быстро меняя форму, прежде чем я мог прийти к нужному заключению.
Это были видения различных воплощений святых и риши, внутренние видения в процессе дхьяны* и дхараны, внешние в состоянии бодрствования, переросшие в сиддхи, такие как ясновидение, яснослышание, дар предвидения, способность излечивать обычно неизлечимые болезни и т.д.. Некоторые рвались служить мне, верить в меня и чтить – и это привело меня к вере, что я определенно уже это видел. Вот каково его искусство творить ложь!
Оно так изощренно в изменении формы, качества и информации, что интеллекту не понять, на чем остановиться, не говоря уже о проникновении в его природу. Но что это за волшебство! Чудо из чудес. Вспышка, заманчивый блеск, величественное великолепие! Но где оно? Оно исчезло в мерцании, прежде чем я успел его воспринять. Нет, невозможно было ничего понять, ни о том, что случилось со мной, ни о самой этой молнии. Я не мог бы сказать, было это одним и тем же или чем-то разным; была ли это сама невероятно быстрая вспышка или мои средства восприятия. В проблеске этого мелькнувшего волшебства непосредственно переживается вся мировая матрица. Этот контакт необычайно интересен. Аромат этого переживание вспышки, которое заставило вас себя ощутить, нужно сохранить навсегда; это характерное ощущение переживания вселенной. Но сама попытка задержать эту мерцающую вспышку и основать на ней понимание приводит к ее потере.
Невероятно сложно добраться до корня космической энергии, которую совершенный мастер распознает в бесконечном разнообразии форм. Сознание, которое надо воспринять, и сама энергия сосредоточения – это одно и то же. Будучи по природе полиморфной, она не дает пришпилить себя ни к одной конкретной форме или месту, например, к внутреннему переживанию дхьяна*-йогина. В первой стадии внимание медитатора становится тишиной в ее высшей точке, это трансформируется в свет, свет принимает форму пространства, пространство в свою очередь становится движением. Это трансформируется в воздух, и воздух – в огонь, огонь становится водой, а вода – землей. В конце концов, земля эволюционирует в мир органических и неорганических вещей. Дождевая вода принимает форму соков в овощах и зернах, вытяжка из которых поставляет энергию и питание для всего. Эта энергия потом принимает форму знания, храбрости, доблести, хитрости и т. д.. Бесконечный процесс продолжается. Ни имена, ни формы, ни качества никогда не заканчиваются. Ничто не постоянно и не определенно.
Трудно прийти к согласию в отношении чувственного опыта духовно просветленного. Это может значить, что он находится за пределами нашей способности его понять, либо он и есть за пределами достижимого – и все же надо продолжать концентрироваться. И то «я», что тождественно чуду в процессе того ослепительного блеска и «эго» эмпирического сознания прежде того экспириенса – должны быть прочно укорены в Дхьяна Йоге (медитации). Является ли духовно наполненная душа тождеством тому экспириенсу или она даже находится за его пределами? В переживании, которое имеется у того, кто находится в процессе Дхьяна Йоги, нет двойственности. В просветленной стадии даже органы чувств вовлечены в медитацию духовного адепта, поскольку органы чувств и пять элементов в сути своей одно и то же. Материальные элементы, тонкая материя и сознание суть три качества: саттва, раджас и тамас, и три источника знания: восприятие, умозаключение и свидетельство – были увидены, видимы и что же?! Их нет. Свойства творения, поддержания и разрушения появляются из недр самой Дхьяна Йоги. В нее включены и активность Пракрити во всех ее формах, как проявленных, так и непроявленных, и сознание Паруши. В процессе Дхьяна Йоги одновременно активизируются 8 чакр и на опыте переживаются в своей сути. И все это в одном объединенном переживании «я», представляющем собой медитацию. Медитация, сознание, переживание – все не иначе как в единении.
Дхьяна Йога – высшая активность этой жизни. Концентрация – основообразующая часть опыта. Трансформация Дхьяна Йоги в Джняна Йогу – сложный процесс. Только после его полного осуществления Атман познается со всей убежденностью. До тех пор пока Дхьяна Йога не трансформировалась в Джняна Йогу, знания Себя нет. Дхьяна проверяется знанием, далее следует двойственность знания и Атмана. В знании через опыт происходит гонка между знанием Самости и Самостью как таковой. Но в глубоком самадхи есть понимание между созерцанием и Самостью. Это результатом имеет осознание блаженства. Блаженство трансформируется в высшую красоту, и «я» впитывается в высший Дух. Знание – к себе, созерцание – себя, изначальная Майя, Бог, абсолютное состояние и первичная пульсация – все суть единое, целое переживание Себя. Заветное, вожделенное Бытие реализуется здесь.
До этого в процессе обретения сиддх, побочных для Дхьяна Йоги, можно попасть в болото экспириенсов в форме искусства, любви, воспоминаний прошлых жизней в разных местах, таких как Патала, Сварга и Кайлас. В некоторых случаях ощущается вкус присутствия разных сиддх и аватаров, и сучается череда встреч с ними в разных местах. Есть переживания бытия Брахмой в Сатье, Живой на Кайласе и Вишну в Вайкунте в незапамятные времена. Опять же, существуют разные фазы ощущений йогина, как взлеты, так и падения, и бесконечные панорамы, не приятные и не долговечные – неизбежные побочные явления Дхьяна Йоги должны продолжаться до тех пор, пока она не трансформируется в Джняна Йогу, т. е. переход от Сампраджуаты (безмолвного ума в медитации) к Асампраджуате (чередующиеся состояния сознания, безмолвного и алертного ума) состояний самадхи. До этого момента реализации Себя нет. Но с другой стороны, если в процессе перехода познана природа этой фазы Дхьяна Йоги, реализация Себя случается автоматически.
Все экспириенсы и видения, возникающие в Дхьяна Йоге, преходящи. В созерцании имеет место бесконечное разнообразие фаз и форм – и ничто из этого не длится вечно. То что принималось за великое, очевидное и полезное исчезает в мгновение, и его место занимает новая форма, чтобы уступить свое место следующей. То знание, из которого все это разнообразие выходит наружу и становится опытом – все элементы: земля, вода, огонь, воздух, эфир со всеми их разнообразными особенностями – само нестабильно. Начав с медитации, созерцающая душа, напробовавшаяся вкусов прошлых жизней, в дальнейшем силой медитации трансформируется в первичную Майю, начальную энергию, божественную природу и даже в характеристики высшей Самости, – все это за долю секунды, а потом исчезает. Именно здесь то, что называется «кала», конечная ликвидация индивидуальности. Именно здесь разделение с личным компенсируется и Самость обретается с духовной убежденностью, которая уже не будет утрачена. Неуничтожимый, нерастворимый, вечный Параматман, который нельзя объять эмпирическим знанием, сияет совершенством.

*дхьяна – медитация

2 комментария:

  1. Чем дальше, тем более потрясающе всё описано. Каждую публикацию жду с нетерпением, спасибо за восхитительный перевод.

    ОтветитьУдалить