среда, 24 ноября 2010 г.

"Consciiusness and the Absolute. The Final Talks of Shri Nisargadatta Maharaj". Духовность и дети

Начинаю выкладывать отрывки из "Consciiusness and the Absolute. The Final Talks of Shri Nisargadatta Maharaj".
Духовность и дети. Лично меня этот вопрос давно интересовал, потому что никогда не приходилось видеть ничего хорошего в случае если родители пичкают своих чад духовностью. И наверное впервые в ответ на вопрос об этом довелось услышать твердое "нет".

9 ноября 1980

Вопрос: Следует ли учить детей тому типу бесстрастности, которому Махарадж учит нас?
Махарадж: Нет. Если так делать, у них не будет стремлений к дальнейшему росту; у них должны быть определенные амбиции, определенные желания для нормального развития.
Тот кто полностью исследовал себя, кто пришел к пониманию, никогда не станет пытаться вмешиваться в игру сознания. Не существует как такового создателя с безмерным интеллектом; вся эта игра происходит спонтанно. За ней не стоит интеллекта. Так что не пытайся навязать свой, чтобы вызвать какие-то изменения; оставь ее в покое. Твой интеллект – это вторичный продукт процесса, так каким же образом твой интеллект принимает ответственность или даже оценивает творение в целом? Исследуй себя, в этом цель твоего бытия.
Духовность – это не что иное как понимание игры сознания. Попробуй обнаружить, чем является этот мошенник, пытаясь найти откуда он появляется.

среда, 3 ноября 2010 г.

Из бесед Сиддарамешвара, записанных Нисаргадаттой (3)

Долго выбирал, что б такое еще перевести, и остановился на этом кусочке. В общем-то из-за фразы: "Мы, будучи только Самостью, на самом деле никогда не ложимся спать. Органы чувств отдыхают, и это называется сном". Очень наглядно, по-моему.


Одиночка убежден, что мир по природе своей дуален, он введен в заблуждение путаницей Невежества. Он похож на человека, который видит светлячка, слабо светящегося после захода солнца, и начинает выполнять некие ритуалы, чтобы овладеть тем светом. Одиночка, который видел лишь дуальность, снова стал Единым, с помощью учения, данного Сатгуру. Тот, кто всегда был одним, пребывал во множестве. Тот, кто всегда был пробужден, пребывал в иллюзии, что спит. Все что воспринимается, видится нами, все что кажется нам, понято нами, все что мы распознаем – это экспириенс, переживание, и этот экспириенс представляет собой возникновение двойственности из Единого, и является только сном. Это похоже на переживание времени во сне. Даже когда переживание имеет мимолетную природу, оно есть «время невежества», а невежество само по себе является природой времени. Восприятие Времени и переживание внешнего мира – дремота Истинного Бытия. Состояние обычного знания есть двойственность и иллюзия. Единство не есть иллюзия, и поэтому нет свидетельствования «другого». Таким образом, был только Он, который пробудил Себя.
Мы, будучи только Самостью, на самом деле никогда не ложимся спать. Органы чувств отдыхают, и это называется сном. Самость не прикрепляется к объектам чувств. Если бы Самость вдруг заснула, органы чувств не проснулись бы вообще. Не существовало бы движения. Но Он бодрствует. Он не спит. Была только иллюзия, которую устранили. Тот, кто бодрствует, пробудил Себя. Тому, кто всегда является по природе своей Источником Света, кто по природе своей Изначальный Наблюдатель, было дано Знание Себя. Вот описание Того, у кого больше нет эго. Это не описание индивидуума, это указание на Параматман.

понедельник, 18 октября 2010 г.

Из бесед Сиддарамешвара, записанных Нисаргадаттой (2)

Сиддарамешвар, как и Багаван Рамана не делает разницы между высшей формой преданности и самоисследованием, между бакти и джняной. Он прямо указыавает на этот момент: «Очень немногие исследуют «Что есть я?» Природа этого вида Преданности в том что нам следует наблюдать, кто мы есть». Что это как ни вичара, самоисследование? Вичара как высший вид преданности, вичара как отказ от себя.
Отрывок из главы "Вечный Дом" (Sayujya Sadan)

Среди этих девяти типов Преданности девятый, «отказ от себя», называется Атма-Ниведана. Нам следует медитировать на этот девятый тип Преданности через наш собственный внутренний опыт. Это описывается как «Состояние Силы» (State of Power) или состоянии «Быть свидетелем», состояние «Чайтаньи». Им следует поверять наш собственный опыт.
Мы должны предложить собственную голову (через поклон) Богу или Гуру по окончанию пуджи. Это значит, что нам нужно отпустить нашу привязанность ко всякому обладанию. Среди преданных найдется очень немного тех, кто медитирует на природу Самости, и думает о том, чем в действительности является их Бытие. Очень немногие исследуют «Что есть я?» Природа этого вида Преданности в том что нам следует наблюдать, кто мы есть. Когда нам понятно, что мы никто, тогда кто есть? Кто-то ведь есть! Этот «кто-то» и есть Параматман. Безупречный и лишенный качеств, он – Высшая Самость. Он – все объекты, все качества, эго – все. Только «тебя» нет. Все есть Параматман, но когда ты становишься маленьким мелким эго, ты – индивидум, джива. Печаль и тревоги – удел твоей жизни, и ты делаешься бессилен. Из-за приятия состояния дживы ты становишься заключенным. С растворением состояния дживы то, что остается, есть Шива. Все слуги того «Великого Бытия» тоже велики. Вишну – его ум. Солнце и луна – Его глаза. Шива – Его эго. Брамадэв – Его интеллект. Земля – Его кожа и волосы. Все это «Славная Сила Господа». В нем нет ничего незначительного. Когда ощущение бытности дживой уходит, остается только Шива, и Он есть Параматман. В тот момент все органы чувств ликуют во славе, и им даруются имена различных божеств. Когда дом принадлежит «хозяину», естественно, двери и окна тоже принадлежат ему.
Обнаружение этого преданного и Бога и есть отказ от себя (Атма-ниведана) или открытие Собственной Реальности. Сам преданный есть Древний Бог. Сам преданный есть Изначальный Бог, подлинный Бог. Называть его преданным неправильно. Ты сам есть Бог. Преданный попытался идентифицировать Бога, и сам стал Богом. Бог и Преданный неотделимы. Преданный есть Бог. Поскольку он не в неволе, то он свободен -- и эта свобода есть «Изначальное». Согласно критериям писаний и согласно его собственному убедительному опыту, Он есть единственный Бог. Пока нет узнавания, их двое. Когда узнавание происходит, существует только Один. Называй ты это «тууп» или «грута», имен два, а вещество только одно: ги (очищенное сливочное масло – прим. пер.). Сущность, существование только одно, разница лишь в названии и форме. Бог называется преданным, и преданный называется Богом. Ты убедишься в этом, только если проверишь на собственном опыте. Когда уйдет сомнение, уйдет и разница между двумя названиями. Тогда присутствует истинное переживание уникального Параматмана. Преданный, который думал, что является только телом, начал поклоняться Богу, и как только он распознал свою Истинную Самость, он исчез как отдельно существо. Триединый феномен Существовани-Сознания-Блаженства (Сат-Чит-Ананда) стал Одним. Мудрецы переживают окончательное исчезновение, растворение мира в непосредственном моменте, и хотя они живут в теле, они делаются бесформенными и имеют природу Брахмана.
Когда достигается девятый уровень Преданности, отказ от себя, имеет место единство с Богом и полное освобождение или состояние «Сайюджья».

среда, 13 октября 2010 г.

Из бесед Сиддарамешвара, записанных Нисаргадаттой (1)

Продолжу переводить короткие отрывки из книги Сиддарамешвара “Master of Self-Realization”, откуда уже публиковались переводы в прошлом году. Вторая часть книги «Adhyatmadnyanacha Yogeshwar» (Духовная наука о познании Себя) – это записи бесед своего Гуру, сделанные Нисаргадаттой в период с 1934 по 1936 годы.
Из главы «Наслаждение внутренней реализацией»


Господь Кришна обладал абсолютной верой, и знал, что Он есть Брахман. Он есть создатель и обладатель «Того Состояния». Только тогда мог Он владеть «Той Энергией», и только тогда мог он даровать «Энергию Инкарнации». Эта Сидди, которую обрел Уддава (Арджуна), воистину самое удивительное состояние, которое невозможно понять умом и которое невозможно уловить с помощью интеллекта. Каждый интерпретирует его в соответствии со своими концепциями и придает соответствующее значение. Даже невзирая на то, что кто-то достигает «Знания Брахмана», и даже невзирая на то, что Гуру дарует то Знание, остается изначальный изъян. Так как же избавиться от изначального изъяна, даже если ты уже осознал (has realized) Брахман?
Каждый хочет сделать то или это, и из-за этого они приходят в смятение и переживают потери. Вместо тог чтобы быть в Состоянии и Энергии Брахмана, они попадают под удары ощущения того, что являются ограниченной индивидуальностью, дживой. Оставайся в «Том Состоянии», в котором ты пребываешь естественным образом. Когда ты достигаешь «Состояния Брахмана», оставайся в том состоянии. Не принимай ощущения, будто ты джива. Многие осознали (have realized) и у многих было это переживание, но каждый переживал в соответствие с собственной концепцией.

воскресенье, 19 сентября 2010 г.

Ганпатрао Махарадж. Четыре шага к Самореализации

Вот садана, которую рекомендует Ганпатрао Махарадж (источник тот же)

Четыре шага к осознанию Себя (Self-realization)

Шравана или с вниманием слушать Гуру, манана или рефлексия, ниди-дхьясана или непрерывное созерцание и сакшаткара или действительное осознание Себя составляют последовательность из четырех элементов.

(Что представляет собой шравана уже было вкратце описано в предыдущих отрывках, т.ч. перейдем сразу к манане и ниди-дхьясане)

Манана


После того как было внимательно выслушано и понято сказанное (Гуру), садака должен сделать это своим, выполняя манану (размышляя над этим).Что же вы получаете посредством мананы, сидя в одиночестве и рефлектируя над тем, чему учит Садгуру? Эта практика ведет к осознанию (realization) изначальной истины. Садака утверждается в осознании того, что он есть Атман. Этот факт предстает перед ним в самом реальном смысле действительного переживания. Когда такая вера установлена, значит манана увенчалась успехом.
Выполняя манану, садака убеждается в том, что это и в самом деле является его сварупой или истинным состоянием. Но задача еще не решена полностью. Когда тот садака вовлечен в свои повседневные дела, его затягивает мощный поток веры в то, что он является телом. Этот поток набирал силу с каждым новым рождением. Это отождествление с телом должно быть вырвано с корнем начисто, так чтобы пребывание в Самости стало вашей второй натурой. Это становится возможным благодаря ниди-дхясане или непрерывному созерцанию.

Ниди-дхьясана

То что получено от шраваны и мананы остается хрупким и не может устоять перед натиском сомнений, которые с жаром атакуют только что обретенную веру. Так что шравана и манана затем усиливаются ниди-дхьясаной или непрерывным созерцанием. Что представляет собой ниди-дхьясана можно обобщить изречением: «Йогена-абьясанам нитьям». Здесь «йога» обозначает пребывание в себе или слияние с Атманом, или пребывание в состоянии Атмана. Это составляет ниди-дхьясану.

Ниди-дхясана ведет к Сакшаткаре


После реализации на опыте того, что ты являешься сат-чит-анандой или существованием-сознанием-блаженством, тебе нужно постоянно оставаться в этом пережитом состоянии. От всех прежних верований в то, что ты джива, следует полностью отказаться, так чтобы то, что осталось, было одним только Атманом.
Если шравана и манана не сопровождаются ниди-дхьясаной, то, что казалось было уже в руках, в следующий момент выскользнет, и состояния природы дживы вернутся. Такой садака может оставаться в Атмане, когда говорят об Атмане или когда он думает об Атмане или когда он вспоминает учение Садгуру. В другое время, однако, он ведет себя как джива. Так что ниди-дхьясана абсолютно необходима, чтобы уничтожить ощущение несовершенства и утвердить веру в то, что ты есть Атман.

среда, 8 сентября 2010 г.

Ганпатрао о единстве с Шивой и Рамой

Сегодня разогнался с переводом Ганпатрао. Текст просто пронизан Анандой и львиным бесстрашием. ЗдОрово, здОрово, здОрово...

Покажи мне место, где меня нет

Искренний садака ходил по террасе своего дома, повторяя «Шивохам, Шивохам» (я есть Шива). У соседа, который случайно вышел на прогулку в это же время, вызвало сильное раздражение то, что садака восклицает «Шивохам». Он закричал: «Зачем ты говоришь, что ты всемогущий Шива?! Если ты действительно Шива, прыгни с этой террасы. Коль останешься целым и невредимым, я поверю, что ты на самом деле всемогущий Шива».
Садаку это ничуть не смутило. Он ответил спокойно: «Уважаемый, ты думаешь, я притязаю на то, что являюсь Господом Шивой в этой телесной форме, которая нереальна? Нет, я разумеется тот Шива, который присутствует везде и который есть всецело сознание. Покажи мне хоть одно место, где не было бы Шивы, и я прыгну в то место».
Соседу нечего было ответить.
Каждый отдельный человек заслуживает блаженного состояния. Если ты переживаешь состояние блаженства в себе и в экстазе восклицаешь «Шивохам, Шивохам», чем ты вредишь другим? Ты не совершаешь никакого греха, восклицая «Шивохам». Наоборот, только так ты можешь переживать блаженство.

Эго должно искать проявления Шивы


Некоторые могут возражать против утверждения «Шивохам», на основании того, что такое утверждение признак высокомерия. Но на самом деле, только когда эго полностью уничтожено, возможно переживать блаженство Шивохам, и никак иначе. Когда ты восклицаешь «Шивохам», ты напоминаешь себе, что ты не есть телесная форма, но тот субстратум, реальность, которая полна блаженства.

Поищи Ананду внутри


Ананда – твоя фундаментальная природа. Даже если ты ошибочно считаешь, что у тебя ее пока нет, ее очень легко обрести, так как она находится внутри! Она от нас ускользает, потому что мы ищем блаженства вовне. Если только ты глянешь вовнутрь и осознаешь (realize), что ты и есть тот субстратум своего тела и ума, ты будешь переживать этот субстратум, который есть всецело блаженство.

Будь един с Рамой

Рама-джапа не означает повторения имени Рамы, в то время как ты ищешь Раму вовне. Истинная Рама-джапа – это быть единым с Рамой. Мы не хотим Раму, который является нам однажды, а потом уходит прочь. Мы хотим того Раму, который остается с нами навсегда. Общепринятая концепция Рама-бакти такова: мы долго и преданно молимся Раме, который пребывает где-то далеко, и в ответ на нашу молитву он однажды ненадолго является нам, а затем уходит обратно. А потом всю свою жизнь бакта должен лелеять в душе тот единственный момент, когда он получил даршан Рамы.
Некоторые люди, которые говорят, что получили такой даршан, горделиво заявляют: «В таком-то году, таком-то месяце, такого-то числа в такое-то время у меня было ясное видение великого Бога Рамы».
Разве утверждение такого рода не означает, что Рама с тех пор никогда больше не являлся ему? Мне не нужен такой Рама, который приходит и уходит. Я хочу того Раму, который остается со мной постоянно, с которым я сливаюсь и переживаю непрерывное блаженство.

четверг, 2 сентября 2010 г.

Сдвиг парадигмы. Из Ганпатрао Махараджа

По своей структуре книжка Ганпатрао Махараджа состоит из коротеньких озаглавленных высказываний, два из которых приведены ниже, объединенных в более крупные главы, которые в свою очередь уже составляют четыре самостоятельных части. По-моему, очень удачная структура, поскольку такие книги обычно читаются по чуть-чуть, так как после одной-двух страниц просто выключаешься. Не приходится прерываться где-то посередине, а потом долго искать, где остановился.

Сдвиг парадигмы

Идея «я – джива» должна быть полностью разрушена и на ее месте следует утвердить убеждение «я есть Шива». Такой сдвиг парадигмы (системы взглядов и убеждений) должен произойти внутри нас. Мы должны быть еще раз рождены в новую жизнь – как Шива. Мы должны стать дважды рожденными или двиджа – в первый раз из чрева матери и во второй раз из милости гуру! В первый раз вы рождаетесь как тонкое тело в сопровождении инертного и нечистого грубого тела вместе с заблуждениями и несчастьями. Во второй раз вы рождены как совершенное блаженное бытие. Теперь вы брамана или тот, кто знает Браман.

Отбрось все внешнее

То, что не воспринимается умом, но посредством чего ум «зажигается», есть Атман. Ум и интеллект могут воспринимать только в свете Атмана. Атман может быть осознан (realized) просто через отстранение упади (или добавок) попадающихся на пути самореализации. Отбрось действия воображения и видения, отбрось эго, отбрось всякую вещь вне тебя и будь таким, каков ты есть без каких-либо добавок – и тогда без усилия ты переживаешь Атман. Когда все добавки отвергнуты, кевала-джняна или единственная оставшаяся осведомленность (awareness) есть ТЫ!

понедельник, 30 августа 2010 г.

Шравана. Из книги Ганпатрао Махараджа

Конечно, эти коротенькие отрывки не смогут дать полного представления о книге Ганпатрао, но я все-таки попробую что-то где-то чуть-чуть:) Честно говоря, впечатлен. Читаешь, просто читаешь и ... хорошо. Просто хорошо и все:)

Два типа саданы.

Существует два типа саданы: парампара садана или традиционная садана и пратьякша садана или прямая садана. Первая дает постепенный результат, а последняя направляет тебя прямо к цели. Традиционная садана включает в себя ритуалы, медитацию, пожертвования, правильное поведение, отрешенность и общество святых. Выполняя все это в течение достаточно длительного времени, ты настраиваешься на прямую садану, проводимую гуру. Это как пройти внешние ворота дополнительной стены и войти в главное здание. Традиционные саданы называются бахиранга садана или внешний круг саданы. Шравана садана или слушание слов гуру, которые помогают тебе испытать переживание Самости, называется внутренним кругом саданы.

Шравана – это путь к Атма-джняне

Атма-джняна или знание об атмане дарует нам мокшу. Омовения в священных реках, ритуальные пуджи, посты и благотворительность, без сомнения, полезны, но они не могут помочь вам познать Атман. Точно так же как здравое размышление является основой для обретения знания о чем бы то ни было, так и для того чтобы познать Атман, вам придется размышлять о нем, а чтобы размышлять о нем, вам придется выполнять шравану или слушать дискурсы джняни о Самости. Это самая важная и прямая садана.

вторник, 24 августа 2010 г.

Из книги Ганпатрао Махараджа 'Easy Steps to Self-Realization'

Любопытно, что моему уму в учении Ганпатрао Махараджа многое откровенно не нравится, но при чтении его предельно простых мудрых текстов возникает стабильный эффект какой-то перманентной Радости. Поразительно! очень похоже было и с Ранджитом, при том, что стилистика совершенно разная. Переведу кое-что из 'Easy Steps'. Это единственная его работа, переведенная на английский. Но это также и его самая известная книжка.

Признаки духовного прогресса

От прослушивания дискурсов на духовную тему есть громадная польза. Вы давно уже слушаете подобные дискурсы. Вам интересно, есть ли у вас какой-либо прогресс? Давайте посмотрим. Все постоянно волнуются, но вы не волнуетесь. Это один из признаков духовного прогресса. У вас нет навязчивых стремлений сделать то-то или то-то. Это тоже верный признак духовного прогресса. У вас есть какое-нибудь неутоленное сильное желание? Оно беспокоит вас постоянно? Если что-то такое, чего вы ожидаете, не совершается, вас это расстраивает? Нет. Ваш ум не слишком обеспокоен. Значит, вы определенно прогрессируете духовно.

Признаки Садгуру


Нет никакого толку устраивать шоу из саданы, в отсутствие переживания высшего счастья. Всякий может сказать: «Я мукта или освобожденный, я обрел бесконечную радость». Что стоит просто притвориться? Каждый может легко похвастаться: «Я миллионер». И он даже может продемонстрировать тиджори или сейф. Есть ли богатство внутри тиджори? Подобным образом, у нас должно быть бесценное богатство высшего блаженства внутри. Выполнение саданы, посещение дискурсов по Веданте и прочую подобную активность можно сравнить с тиджори или сейфом. Важнее чтобы имелось богатство духовного опыта внутри.
Не так просто найти дискурсы по Веданте. Их можно слушать только у истинных джняни, которые переживают Истину...
… Тот кто осознал (has realized) Атман и способен передавать это искателю, называется Садгуру. Другими словами, Гуру должен обладать непосредственным переживанием Атмана, а также способностью передавать это переживание другому. Другие факторы, такие как притягательность личности, отличное знание писаний, ораторское мастерство, сверхъестественные силы или любые другие способности не могут приниматься как признаки Гуру.

воскресенье, 22 августа 2010 г.

Ганпатрао Махарадж и его Десять Заповедей

Ганпатрао Махарадж (1909 – 2004) – один из прямых учеников Сиддарамешвара Махараджа, соученик Нисаргадатты и Ранджита, в отличие от всех них, имел неплохое светское образование (закончил колледж в Пуне со степенью бакалавра). В возрасте 13 лет он получил посвящение от своего Гуру Сиддарамешвара Махараджа и принял обет брахмачарьи.

После ухода из тела его Гуру, Ганпатрао интенсифицировал свою садану и вскоре пережил блаженство истинной Самости. Его соученики, заметившие в нем перемену, убедили его давать наставления. Будучи человеком спокойным и тихим, он получил известность как «Шанти Брама» и «гуляющий бог».
Мат в Каннуре, основанный Ганпатрао Махараджем, является наверное самым крупным ашрамом Инчегири Сампрадайи, из тех что я посетил прошлой зимой.

За несколько дней до того как оставить мир, Садгуру Шри Ганпатрао Махарадж оставил Десять Заповедей Духовного Прогресса (ДАША СУТРА)
Вот они (по книге 'Easy Steps to Self-Realization')

1.Блажен тот, чья садана
Имеет центром то, что исключает «я».
2.Почему ты блуждаешь с потерянным взглядом,
Тогда как ты и есть Брахман?!
3.Послушай, дитя, вот секрет:
Ты сам и есть Брахман.
Не питай каких-либо сомнений на этот счет.
4.Осознавай (be aware of) что есть «я» и «мое».
С этим осознанием откажись от того и другого и
Переживай Брахман!
5.Нужно осознавать, что осознающий есть Брахман и
Погрузиться в блаженство.
6.Думая о том, чьи воспоминания рассеиваются,
Отдавай территорию Осознанию,
Только те, кто имел переживание Того, познАют его,
Для других это пустое заблуждение.
7.Сначала нужно осознать Брахман,
Потом нужно оставаться Брахманом.
8.В этой игре в прятки Брахма-видьи
Нужно оставаться тем, кто ты есть, без становления чем-то.
9.Когда я здесь, Рама не найти!
Сейчас Рам точно здесь, меня нигде не видно!
10.Не привлекая никаких промежуточных образов,
Мгновенно взлети к тому, что ты есть!

пятница, 20 августа 2010 г.

Скандальное фото Багавана и Ганапати Муни

Когда В. Ганешан рассказывал о том, что руководство Раманашрама запретило книгу Муруганара из-за одного стихотворения, показавшегося им крамольным (есть в тексте ), мне стало понятно, что уже тогда Багаван был окружен отнюдь не ангелами.
Вот еще один случай, иллюстрирующий это. Источник

"Один из преданных захотел сделать фотографию Багавана вместе с Ганапати Муни. Багаван согласился, и рядом с колодцем расстелили ковер, на который поставили кушетку для Багавана. Ганапати Муни сел внизу у его ног, но Багаван попросил его сесть рядом с ним. Ганапати Муни попробовал отказаться, но Багаван потянул его вверх и заставил сесть на кушетку. Фотография была сделана, несколько экземпляров отпечатали и раздали преданным".

Автор воспоминаний явно сам подавлен культом. Он как бы и не замечает, что администраторы прямо идут против воли Багавана, ради сохранения удобной им Системы.

"Только потом обо всем этом стало известно руководству Ашрама. И естественно, они пришли в ярость, поскольку сидеть на одном уровне с Гуру было серьезным нарушением обычаев, подразумевающим претензии на духовное равенство. Негатив и отпечатки нужно было изъять. Но тот человек,который делал фото отказался отдать свой экземпляр. Это не принесло ему удачи, вскоре после этого он покончил с собой".

Сам Багаван никогда не вмешивался в дела администрации. И преданным советовал заниматься собой.

"Однажды Морис Фридман спросил Багавана: «Коль скоро я есть Самость и Ты есть Самость, почему я не сижу рядом?» Багаван Рамана улыбнулся и сказал: «Почему бы и нет? Подойди и сядь!» Морис Фридман сказал: «Но Багаван! Если я сяду, Ты возможно и не будешь против, но люди из Ашрама линчуют меня!» Тогда Багаван Рамана сказал: «В таком случае до тех пор пока ты не осознаешь Самость в той мере, что людей не будет смущать твое сидение рядом со мной, пожалуйста, продолжай самоисследование!»"

понедельник, 16 августа 2010 г.

Багаван и Ранган 2

Вот еще несколько отрывочков из воспоминаний Рангана. Источник тот же.

«Однажды я поехал по работе в Кумбаконам. Это было во время махамахама. По мере приближения дня праздника народу становилось все больше и больше. Когда до махамахама оставалось два дня, во мне вдруг возникло острое желание поехать к Багавану. И я поехал. Багаван спросил меня, откуда я приехал, и я сказал: «Из Кумбаконама». Тогда Багаван спросил меня: «Как же так?! Отсюда все уезжают в Кумбаконам, а ты приехал оттуда сюда!» Я ответил: «Я приехал к тому, кто более велик, чем Бог Кумбаконама»».
Как обычно Ранган остался на несколько дней. Ранган продолжил рассказ:
«Я оставался с Багаваном в течение нескольких дней, а потом уехал. Когда я уезжал, я не смог сдержать слез, расстроенный предстоящей разлукой. Багаван сказал мне: «Тебе кажется, что ты приехал из Кумбаконама и уезжаешь в Мадурай. Ты всегда там, где ты есть. Ты чувствуешь бурную радость, видя меня и будучи со мной сейчас. Но когда ты достигнешь моего состояния, ты будешь думать, что во мне вообще нет ничего необычного».

Однажды я спросил Багавана: «Как так получается, что я вижу, как твои бхакты вместо того чтобы становиться все менее и менее одержимыми чувством эго в результате общения с тобой, кажутся еще более наполненными чувством эго?» Багаван ответил: «То, что внутри, должно выйти наружу. Предположим, ты ставишь на огонь кастрюлю с водой. По мере повышения температуры вода начинает бурлить, выкипать и испаряться». Я сделал вывод, что когда мы снова и снова приходим к Багавану, эго выходит наружу и в конце концов исчезает.

Однажды, когда мы вместе с Багаваном обходили Гору, он сказал: «То, чего нужно было достичь, достигнуто. Теперь не важно, что делать». «Можно даже жениться?» – спросила моя жена Челламма. Багаван, улыбаясь, ответил: «Да. И это тоже». Услышав это, мой старший сын сочинил «Шри Раманамиртам», в котором описывает брак между Багаваном и Джняной.

Было много случаев, когда мне нужна была помощь, и скоро во время визитов в Скандашрамам у меня вошло в привычку выкладывать Багавану все мои семейные проблемы. Однажды он повернулся ко мне и сказал: «Ты думаешь, что твои собственные проблемы очень велики. А что ты знаешь о моих проблемах? Давай, я расскажу тебе один случай. Однажды, карабкаясь по крутому склону горы, я ухватился за камень, чтобы удержать равновесие. Камень сам держался слабо и не выдержал моего веса. Я упал назад и был частично завален небольшой лавиной. Мне удалось разобрать камни, но оказалось, что большой палец левой ноги выбит. Он свободно болтался. Я вправил палец обратно в сустав". Мать Багавана говорила мне, что она не в состоянии выносить рассказов об этом несчастном случае. Он пришел домой весь истекая кровью.

У меня были очень хорошие отношения с матерью Багавана, потому что мы были знакомы еще с тех пор, когда она жила в Мадурае. Как-то раз она сказала мне: «Однажды когда я пристально смотрела на Багавана, его тело постепенно исчезло, и на его месте я увидела лингам. Лингам ярко светился. Я не могла поверить своим глазам. Я потерла глаза, но продолжала видеть то же самое: светящийся лингам. Я испугалась, потому что подумала, что мой сын покидает нас навсегда. К счастью, лингам постепенно снова трансформировался в тело Багавана». Услышав ее рассказ, я посмотрел на Багавана, желая услышать подтверждение или комментарий, но он только улыбнулся и ничего не сказал.

четверг, 12 августа 2010 г.

Багаван и Ранган

На форуме Грэма Бойда прочитал среди прочих очень трогательные воспоминания об отношениях Махарши с его бывшим одноклассником Ранганом. Пока перевел два отрывка, будут еще:


Багаван Рамана вел себя с Ранганом без какой-либо оглядки на свое положение, как если бы он был прежним Венкатараманом. Они пошли к одному из водоемов у горы (Аруначалы) и стали плавать. Багаван, как обычно, прыгнул в воду сверху и, пока летел, лягнул ногой Рангана, как он это делал в прошлом! Рангана это очень обрадовало и он спросил Багавана, виновато понизив голос: «Багаван! Ты делаешь все так же, как делал раньше. Ты говоришь, что достиг Брахмана. Тогда... могут ли такие люди еще и жениться?»
Багаван Рамана улыбнулся и сказал: «Хмммм.... [что значило, почему бы нет?]

…............................................................................

У Рангана были серьезные материальные проблемы. Он зарабатывал очень мало. Плюс ко всему у него были три дочери на выданье, которым требовалось приданое и проч.. Однажды со всеми этими проблемами он пришел повидать Багавана. Он ни о чем не рассказал Багавану и ночью лежал у входа в пещеру Вирупакша, не смыкая глаз. Багаван Рамана понял его затруднения. Он тоже вышел из пещеры и спросил: «О чем ты беспокоишься? Оставь все Аруначалешваре. Разве дохода в 10000 рупий не достаточно?»
Ранган слова сказать не мог. Каким образом Багаван узнал его мысли?! Он сказал: «Да», – и вернулся обратно в свой город. Вскоре он получил работу в качестве агента транспортной компании и заработал 10000 рупий комиссионных! И его дочери удачно вышли замуж.

пятница, 6 августа 2010 г.

Рамана и музыка. Из книги Нарасимхи Cвами "Self-Realization"

Интересно отношение Багавана к музыке. Как правило все охают и ахают по поводу музыки. Рамана и здесь бескомпромиссен.

Махарши довольно хорошо относился к музыке, но не обожал ее (как Сешадри Свами). Во время исполнения он сидел неподвижный, как статуя, никогда не качал головой, чтобы выразить одобрение, не шевелил пальцем в такт и никогда не разжимал губ -- ни чтобы одобрить, ни чтобы покритиковать, ни чтобы отметить какую-то определенную мелодию или ноту. Когда музыка заканчивалась, он улыбался человеку, который устроил выступление, или (если такового нет было) музыканту, и эта улыбка трактовалась как «спасибо». ...
… Махарши раскрыл секрет своего отношения к музыке в прошлом году, объясняя ученикам, как нужно относиться к объектам мира и как созерцание единства возможно в окружении разных картин, которые представляют себя чувствам и уму искателя, даже во время богослужения и молитвы.
Махарши сказал: «Когда музыкантом играются разные ноты или поются мелодии, если вы удерживаете внимание на шрути, т. е. на аккомпанирующем тампуре или фисгармонии с их монотонным рефреном, ваше внимание не отвлекается различными мелодиями или нотами; подобным образом, в мире, полном разных видов и звуков, удерживайте внимание на шрути, единственной Реальности, превозносимой Ведами, – и тогда ваша концентрация безмятежна».

понедельник, 2 августа 2010 г.

Экспириенс Ганапати Муни. Из книги Нарасимхи Свами

У Ганапати Муни было много необычных экспириенсов с Багаваном. Этот интересен тем, что Багаван его откомментировал:

В 1908 году Шастри (Ганапати Муни) уехал в Тирувоттиюр, что поблизости от Мадраса, чтобы выполнить тапас. Там располагался храм Ганеши, и Шастри выполнял свой тапас неподалеку, соблюдая обет молчания в течение восемнадцати дней. На восемнадцатый день, когда Шастри хотя и лежал, но даже и не думал спать, он увидел фигуру Махарши, который вошел и сел рядом. Шастри в удивлении приподнялся и попытался встать. Но Махарши удержал его, положив руку на голову. Это вызвало у Шастри что-то вроде электрического шока, и он посчитал это хастадикшей, то есть милостью Гуру, дарованной посредством руки.
С тех пор как Махарши прибыл в Тируваннамалай (01.09.1896) он никогда не покидал того места и в жизни не бывал в Тирувотиюре. Но когда Шастри поведал эту историю в его присутствии, Махарши сказал следующее:
«Однажды, несколько лет тому назад я лежал на земле. Но я не был в самади. Внезапно я почувствовал, что мое тело поднимается все выше и выше, пока все предметы не исчезли и все вокруг меня не стало единым бескрайним пространством белого света. Потом внезапно тело опустилось и начали появляться предметы. Я сказал себе, что очевидно именно так появляются и исчезают Сиддхи. Мне пришла мысль, что я в Тирувоттиюре. Я был на большой дороге и шел по ней. На некотором расстоянии немного в стороне стоял храм Ганапати. Я вошел, говорил (с кем-то); я не помню, что я делал и говорил. Внезапно я очнулся и обнаружил себя в лежачей позе в пещере Вирупакша. Я сразу же рассказал все Паланисвами, который всегда был со мной».
Шастри нашел, что описание Махарши места в Тирувоттиюре в точности совпадает с храмом Ганеши, в котором он выполнял тапас.

понедельник, 26 июля 2010 г.

Экспириенс с Махарши. Еще один фрагмент из книги Нарасимхи Свами

В “Self Realization” Нарасимха Свами описывает некоторые интересные экспириенсы посетителей и учеников Махарши и отношение к этим переживаниям самого Раманы. Вот один из таких отчетов:

Рагавачарьяр был главаой T.R.S. вТируваннамалае с 1910 года. Время от времени он видел Свами (Раману Махарши). Но когда бы он ни поднимался наверх (на гору), он обнаруживал вокруг Свами толпу, в присутствии которой не расположен был говорить со Свами. Однажды он поднялся наверх, решившись подать Свами три вопроса или просьбы. Вопросы и то, что за ними последовало, лучше всего своими словами описал сам Рагавачарьяр. Вопросы были такими:

1. Можете ли вы уделить мне несколько минут для разговора один на один, так чтобы другие при этом не присутствовали?
2. Мне бы хотелось узнать ваше мнение по поводу Теософского Общества, в котором я состою.
3. Не могли бы вы дать мне возможность увидеть вашу настоящую форму, если я достоин ее видеть?

«Когда я пришел, распростерся и сел, вокруг была толпа человек тридцать, но они сразу же исчезли. Так что я оказался наедине с ним, и на мой первый вопрос ответ был дан раньше, чем я его сформулировал. Это меня поразило.
Затем он по собственному почину спросил меня, не «Гиту» ли я держу в руках и не являюсь ли я членом T.S. (Теософского Общества), и заметил еще до того как я ответил на его вопросы: «Оно делает хорошее дело». На его вопросы я ответил утвердительно.
Таким образом и мой второй вопрос был предугадан; с нетерпением в уме я ждал, что же произойдет с третьим. Спустя пол часа я открыл рот и сказал: «Так же как Арджуна пожелал увидеть форму Шри Кришны и попросил о даршане*, я, если того достоин, хочу получить даршан вашей подлинной формы».
Он в это время сидел на
пиале, и рядом с ним на стене было изображение Дакшинамурти. Он, как обычно, пристально смотрел молча, и я пристально смотрел в его глаза. Потом его тело и изображение Дакшинамурти исчезли. Перед моими глазами было только пустое пространство, даже не было стены. Затем перед моими глазами сформировалось беловатое облако, имевшее очертания Махарши и Дакшинамурти. Постепенно проявились очертания (в серебряных линиях) этих фигур. Потом глаза, нос и т. д. – другие детали очерчивались похожими на молнии линиями. Это происходило постепенно, пока наконец вся фигура Свами и Дакшинамурти не засверкали непереносимо ярким светом. В конце концов, я закрыл глаза. Я подождал несколько минут, и потом увидел его и Дакшинамурти в обычной форме. Я распростерся ниц и вышел.
После этого случая я в течение месяца не смел приближаться к нему, такое сильное впечатление оказало на меня то переживание. Через месяц я поднялся наверх и увидел его стоящим у входа в Скандашрам. Я обратился к нему: «У меня был к вам вопрос месяц назад, и у меня было такое вот переживание». И я пересказал ему тот экспириенс. Я попросил его объяснить это. После паузы он сказал: «Ты хотел увидеть мою форму. Ты увидел мое исчезновение. Я бесформен. Так что тот экспириенс мог быть истинным. Дальнейшие видения возможно соответствовали твоим собственным концепциям, возникшим вследствие изучения «Багавад Гиты». Хотя и у Ганапати Шастри был подобный экспириенс, и ты можешь посоветоваться с ним».
По правде сказать, с Шастри (Ганапати Муни) я не советовался. После этого Махарши сказал мне, чтобы я выяснил кто есть «я»: Видящий или Мыслящий, и где его место».

*см. гл XI “Багавад Гиты»

среда, 21 июля 2010 г.

Рамана о пьянстве. Из книги Нарасимхи Свами 'Self Realization"

Нарасимха Свами – автор первой биографии Багавана, которая называется «Реализация Себя, жизнь и учение Раманы Махарши», первое издание которой было осуществлено в 1931 году.
В биографию включены также воспоминания современников о встречах и общении с Махарши.
Вот кусочек из воспоминания Ф. Х. Хамфрейза, первого европейца, оставившего отчет о встречах с Багаваном. На мой взгляд актуально для русского менталитета:). Перевод по «бумажному» изданию Раманашрама 2007 года :

Что такое грехи? Почему, например, человек слишком много пьет? Потому что он ненавидит идею связанности – связанности невозможностью пить столько, сколько хочет. В любом грехе, который он совершает, он стремится к свободе. Это стремление к свободе есть первое интуитивное действие Бога в человеческом уме. Так как Бог знает, что он не связан. Пьянство не дает человеку освобождения, кроме того, человек в таком случае не знает, что на самом деле он ищет свободы. Когда он это осознает, то пускается на поиски лучшего пути, чтобы добиться освобождения.
Но человек добивается освобождения, только когда осознает, что никогда и не был связан. Эти я, я, я, которые ощущают себя такими связанными на самом деле суть Безграничный Дух. Я связан, потому что я ничего не знаю о том, чего не чувствую с помощью какого-либо из чувств. Хотя я всегда и есть то, что чувствует в каждом теле, каждом уме. Эти тела и умы только инструменты того «Я», Безграничного Духа.

четверг, 15 июля 2010 г.

Из истории Инчагири Сампрадайи

В 1935 году (то есть примерно за год до ухода Шри Сиддарамешвара из мира) произошло знаменательное событие. 26-й Свами из линии преемственности Кадсиддешваров стал его учеником.
Шри Гурулингаджангам Махарадж (1789 - 1885), Гуру Баусахеба, много лет назад получал инициацию у Шри Кадсиддешвара в Сиддагири (http://www.gurusfeet.com/guru/gurulingajangam-maharaj). И вот 26-й Свами тамошнего Мата становится учеником Сиддарамешвара.
Вот как это событие описывается в «Master of Self without self”:

В долгой линии преемственности Шри Кадсиддешваров 26-й Свами Шри Мупинна Кадсиддешвар был главой (Мата). Он соблюдал безбрачие, обладал высоким интеллектом и по природе был очень добр. Он познакомился с учеником Шри (Сиддарамешвара) Махараджа и в деталях расспросил его о Шри Махарадже. Затем тот ученик дал ему «Парамарта Марг Прадип» (книгу баджанов Шри Махараджа). Он также в подробностях рассказал о Шри Махарадже и его простом, доступном, но мощном учении. С того момента Свами стал чувствовать, что должен встретиться со Шри Махараджем. В конце концов он решил встретиться со Шри Махараджем в Инчагири.
В это время Шри Махарадж жил в Махабалешваре (холмистой области Махараштры). Там он пробыл полтора месяца, а затем переехал в Багевади. Потом отправился в Инчагири на Шраван Сапту и остался там. Туда Шри Кадсиддешвар Свами и поехал, чтобы получить даршан. Там в это время собрались также соученики Шри Махараджа: Шри Гирималешвар, Шри Сиддавингайя Свами и многие другие святые. Встретившись еще и с ними, Шри Кадсиддешвар Свами получил много информации относительно этой линии преемственности. Общаясь с ними, он много дискутировал, но полностью Свами удовлетворен не был.
В конце концов он снова пришел к Шри Махараджу. У них была долгая дискуссия на протяжении четырех или пяти дней. Только после этого он был удовлетворен полностью. И под конец, оставив всякую гордость, принял инициацию от Шри Махараджа и принял его в качестве своего Садгуру. В то время сам он являлся семейным Гуру линиии преественности лингайята и верховным главой Мата Сиддагири.
Шри Махарадж был необычайно рад стать Гуру этого Свами. Он сказал: «Принимая эту Гангу знания обратно в исток, который есть начало реки, Шри Баусахеб Махарадж безмерно благословил меня. Чтобы завершить эту работу великие святые потрудились на славу. Эта работа завершилась через меня милостью и благословением моего Садгуру без приложения какого-либо усилия. Он закончил ее через меня. Славься и торжествуй, мой Садгуру!»
Получив инициацию от Шри Махараджа, Шри Кадсиддешвар Свами оставался в Инчагири весь месяц Шраван и с полным удовольствием слушал слова Гуру. Следуя пути Гуру, Свами вынужден был нарушить множество правил своего монастыря. И Свами пришлось столкнуться с серьезной критикой за то, что он нарушил все эти правила. Он встретил все это неприятие с радостью.

вторник, 13 июля 2010 г.

'Maharshi's Gospel' еще о трех состояниях ума

Последний кусочек из "Евангелия от Махарши", который захотелось перевести, это еще один отрывок из главы "Ахам и ахам-вритти".

Ученик: Выходит, что для джняни нет разницы между тремя состояниями ума?
Махарши: Как она может быть, когда сам ум растворен и потерян в свете Сознания? Для джняни все три состояния одинаково нереальны. Но аджняни не в состоянии это осмыслить, поскольку для него стандартом реальности является состояние бодрствования; тогда как для джняни стандарт Реальности это сама Реальность. Реальность Чистого Сознания вечна по своей природе и, таким образом, в равной степени существует во время того, что вы называете бодрствованием, сновидением и сном. Для того, кто един с Реальностью, не существует ни ума, ни трех состояний, а значит, ни направления вовнутрь, ни направления вовне.
Его состояние – вечное бодрствование, потому что он пробужден к вечной Самости; его состояние – вечное сновидение, потому что для него мир не более чем повторяющееся присутствие феномена сновидения; его состояние – это состояние вечного глубокого сна, потому что у него в любое время отсутствует сознание «тело-есть-я».
У: Тогда мне следует считать, что Багаван разговаривает со мной в состоянии бодрствования-сновидения-сна?
М: Поскольку твое переживание сознания сейчас сведено к периоду направленного вовне ума, ты называешь настоящий момент состоянием бодрствования, хотя все это время твой ум спал по отношению к Самости, а значит, на самом деле ты сейчас крепко спишь.
У: Для меня глубокий сон – это просто пустота.
М: Это так, потому что твое состояние бодрствования – это просто кипение неугомонного ума.
У: Под пустотой я имею в виду то, что я едва ли что-то осознаю во сне; для меня это то же самое что не-существование.
М: Но ведь ты существуешь во время сна.
У: Если и существую, я об этом не осведомлен.
М: Ты же всерьез не хочешь сказать, что прекращаешь существовать во время глубокого сна?! (Смех). Если ты ложился спать как мистер Х, ты просыпался как мистер У?
У: Возможно, я узнаю собственную идентичность с помощью памяти.
М: Как это можно допустить, если нет непрерывности осознанности (awareness)?
У: Но у меня не было осознания этой осознанности.
M: Нет. Кто говорит, что ты не осознаешь в глубоком сне? Твой ум. Но в глубоком сне ума не было. Какую ценность имеет свидетельство ума относительно твоего существования или переживаний во время глубокого сна? Искать свидетельств ума, чтобы опровергнуть собственное существование или осознавание во время глубокого сна – это то же самое что призывать своего сына как свидетеля, чтобы опровергнуть то, что ты родился!
Помнишь, однажды я тебе уже говорил, что существование и осознание (awareness) – это не две разных вещи, а одно и то же. Что ж, если по какой-то причине что-то удерживает тебя от признания факта, что ты существовал во время глубокого сна, будь уверен в том, что у тебя было осознание того существования.
Вот что ты действительно не осознаешь в глубоком сне, так это своего телесного существования. Ты приводишь в замешательство это телесное осознание истинным Осознанием Самости, которое вечно. Праджняна, которая есть источник «я-естьности», вечно существующая, не затрагиваемая тремя преходящими состояниями ума, таким образом, дает тебе возможность сохранить свою идентичность нетронутой.
Праджняна к тому же находится вне трех состояний, потому что она может существовать и без них и несмотря на них.
Вот та Реальность, о которой стоит говорить во время твоего так называемого состояния бодрствования, отслеживая ахам-вритти до его Источника. Интенсивная практика такого исследования откроет, что ум и три его состояния нереальны и что ты есть вечное непрерывное осознание Чистого Бытия, Самость Сердца.


понедельник, 5 июля 2010 г.

"Maharshi's Gospel" Реализация Себя

Одну из глав перевел целиком:

Глава 6. Реализация Себя (Self-Realization)

Ученик: Как я могу достичь Реализации Себя?
Махарши: Реализация– это не что-то, обретаемое вновь, она уже существует. Все, что необходимо, это избавиться от мысли: «Я еще не реализован».
Неподвижность или покой и есть осознание. Не существует такого момента (времени), когда Самости нет. До тех пор пока есть сомнение или ощущение не-реализованности (non-realization), следует предпринимать попытки избавиться от этих мыслей. Они существуют из-за отождествления Самости с не-Самостью. Когда не-Самость исчезает, остается только Самость. Чтобы освободить место достаточно разобрать хлам, место не появляется откуда-то извне.
У: Поскольку Реализация невозможна без васана-кшайи, как мне получить то Состояние, в котором васаны эффективно разрушаются?
М: Ты сейчас в этом состоянии!
У: Означает ли это, что если удерживаться в Самости, васаны должны будут разрушаться как только возникнут?
М: Они разрушатся сами собой, если ты будешь оставаться тем, кто ты есть.
У: Как мне достичь Самости?
М: Не существует достижения Самости. Если бы Самости нужно было достигать, это означало бы, что Самости нет здесь и сейчас, но что ее еще нужно получить. То что получено, будет так же потеряно. Оно будет непостоянным. А к тому, что непостоянно, не стоит стремиться. Поэтому я говорю, что Самости не достигают. Ты есть Самость; ты уже есть То. Дело в том, что ты не ведаешь о своем блаженном состоянии. Неведение проистекает из (Самости) и затягивает вуалью чистую Самость, которая есть Блаженство. Усилия направляются только на устранение этого покрова, который представляет собой просто ложное знание. Ложное знание – это ошибочное отождествление Себя с телом, умом и т. д. Это ошибочное отождествление должно уйти, и тогда останется только Самость.
Так что Реализация – это для каждого; Реализация не делает различий между ищущими. Сомнение в том, способен ли ты осознать (realize), и идея «я-не-реализован» сами по себе являются помехами. Будь свободен и от этих помех тоже.
У: В чем польза самади и существует ли во время самади мысль?
М: Только самади может открыть Истину. Мысли набрасывают покров на Реальность, и поэтому Она не осознается (not realized) как таковая в ни в каких состояниях, кроме самади.
В самади есть только ощущение «Я Есть» и никаких мыслей. Переживание «Я Есть» – это быть неподвижным.
У: Как мне повторить переживание самади или неподвижности, которое я получил здесь?
М: Твое теперешнее переживание имеет место благодаря воздействию атмосферы, в которой ты находишься. Ты сможешь им обладать вне этой атмосферы? Переживание пульсирует. До тех пор пока оно не станет непрерывным, необходима практика.
У: Порой бывают живые вспышки сознания, центр которого находится вне обычного меня, и которое кажется всеохватывающим. Без углубления в философские концепции,что бы Багаван посоветовал мне делать, чтобы получить, удержать и сделать более масштабными эти редкие вспышки? Влечет ли за собой абьяса (духовная практика), вызывающая такие переживания, отход от мирских дел ?
М: Вне! Для кого это «внутри» и «вне»? Они могут существовать только если есть объект и субъект. Опять же, для кого эти два? Исследовав, вы обнаружите, что они в результате окажутся только субъектом. Посмотрите, кто тот субъект; и это исследование приведет вас к чистому Сознанию за пределами субъекта. Обычная самость – это ум. Ум с ограничениями. Но чистое сознание за пределами ограничений, и достигается оно посредством описанного выше исследования.

Получение: Самость существует всегда. Требуется только устранить покров, препятствующий раскрытию Самости.

Сохранение: Как только ты реализуешь (realize) Cамость, она немедленно становится твоим непосредственным переживанием. Она никогда не теряется.

Расширение: Не существует расширения Самости, поскольку она всегда неизменна – не расширяется и не уменьшается.

Отход от дел: Пребывание в Самости и есть уединение. Потому что нет ничего постороннего Самости. Отход осуществляется от одного места или состояния в другое. Кроме Самости нет ничего – ни одного, ни другого. Поскольку все есть Самость, отход от дел невозможен и немыслим.

Абьяса – это только предотвращение нарушений вечно присущего покоя. Ты всегда в своем естественном Состоянии, делаешь ты абьясу или нет... Оставаться тем, кто ты есть, без сомнения и вопроса – это твое естественное Состояние.

У: Реализуя самади, разве не приобретаешь еще и сиддхи?
М: Для того чтобы проявлять сиддхи, должны быть другие, чтобы распознавать их. Это означает: в том, кто проявляет их, нет джняны. Таким образом, сиддхи не стоят помыслов – только джняну нужно наметить целью и ее добиваться.
У: Моя реализация помогает другим?
М: Да, и это самая лучшая помощь, которую ты возможно мог бы оказать другим. Те кто раскрывал величайшие истины, совершали это в неподвижных глубинах Самости. Но на самом деле нет «других», чтобы им помогать, поскольку реализованное Существо видит только Самость -- точно так же как золотых дел мастер видит только золото, оценивая различные драгоценности, из золота сделанные. Когда отождествляешься с телом, присутствуют имя и форма. Но когда выходишь за пределы телесного сознания, «другие» тоже исчезают. Реализованный не видит мир отличным от Себя.
У: Не лучше было бы святым жить вперемежку с другими?
М: Не существует «других», чтобы жить вперемежку с ними. Самость – единственная Реальность.
У: Неужели мне не нужно стараться помочь страдающему миру?
М: Сила, которая создала тебя, создала также и мир. Если она может заботится о тебе, она может точно так же позаботиться и о мире тоже... если Бог сотворил мир, Его дело о нем заботиться, не твое.
У: Разве мы не обязаны быть патриотами?
М: Твоя обязанность – это быть, а не быть тем или этим. «Я Есмь Сущий» (Я есть То я есть) подводит черту под абсолютной истиной; метод обобщен в «будь неподвижен».
И что же означает неподвижность? Она означает «разрушь себя», потому что всякое имя и форма есть причина тревоги. «Я-Я» есть Самость. «Я такой» есть эго. Когда «я» удерживается в качестве только «я», оно есть Самость. Когда оно соскальзывает по касательной и говорит: «Я то или это, я такой или этакий», – это эго.
У: Тогда кто такой Бог?
М: Самость – это Бог. «Я ЕСТЬ» – это Бог. Если бы Бог был отделен от Самости, Он должен был бы быть исключающим Себя Богом, что есть абсурд. Все что требуется, чтобы реализовать Самость, – это быть неподвижным. Что может быть легче? Стало быть, атма видья есть самое легкое в достижении.


источник